Пятница, 29.03.2024, 13:12Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование приёмов рефлексивной деятельности на уроке развития речи.Статья Нелидиной Ирины Николаевны, учителя МОУ СОШ с. Старый Хопер.

        Урокам развития речи в современном процессе образования отводится достаточно времени.  Общеизвестно, что задача формирования коммуникативных умений школьников напрямую связана с их успешной учёбой, умением аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, дискутировать, доказывая свою точку зрения по тому или иному вопросу не только русского языка и литературы, но и по любому другому предмету школьного курса.

     Одним из уроков развития речи в 7 классе является урок описания  действий,  преследующий следующие цели:  познакомить учащихся более подробно с ролью текстов – описаний действия,  в которых уместно использование глаголов и  наречий; продолжить формирование  и развитие коммуникативных умений и   навыков учащихся, их умение быть внимательными;  воспринимать поэтический текст и давать ему эмоциональную оценку.

         Урок строится на основе стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», отпечатанного для каждого ученика.  Таблица для заполнения на уроке – важный элемент, позволяющий контролировать рефлексию на уроке.  Музыкальный цикл П.И.Чайковского   «Времена года» станет  важной составляющей  одного из этапов урока.

       Урок начинается с вступительного слова учителя.

      - Сегодня    мы будем говорить об описании действий. Казалось бы, что в этом сложного!? (учитель зачитывает текст упражнения 237 по учебнику русского языка для 7 класса, автор М.Т.Баранов и др.).

 - Но  на нашем уроке  мы попытаемся найти описание действий и в поэтическом тексте А.С.Пушкина «Зимнее утро», и изображение действий  на картинах известных русских художников, и в музыкальном произведении П.И.Чайковского «Времена года» с тем, чтобы дома вы создали свой шедевр – мини-сочинение, в котором тоже  опишете  действие.

        В начале урока для выявления уровня знания  пройденного ранее используется рефлексия содержания учебного материала. Учащиеся отвечают на вопросы:

       а) Какие типы речи вы знаете?

       б) Как строится текст – описание?

       в) Какие виды текстов – описаний вам известны? (описание предметов, интерьера, животных, внешности человека).

        г) Слова какой части речи, по вашему мнению,  преобладают в описании действий? Почему?

        д) Нужны ли нам для составления такого текста наречия?  С какой целью мы будем их использовать?

       После беседы записывается тема урока и составляющие признаки сочинения – описания действия:

      а) Последовательность в описании;

      б) Точность в описании;

       в) Использование глаголов и наречий.

 -  Как вы думаете, описание действий характерно только для прозаической речи?

        На следующем этапе урока работаем с текстом пушкинского произведения. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления текста стихотворения «Зимнее утро».  Работа в группах  способствует  активной работе каждого ученика.

Учитель читает стихотворение «Зимнее утро», а затем ученики отвечают на вопросы:

       - Знакомо вам это произведение?

       - О чем оно? 

      -  Какие изобразительно-выразительные средства вы в нем можете отметить?

Каждая группа получает своё задание: найти и отметить в тексте: существительные (их 39) – 1 группа, прилагательные (18) – 2 группа, глаголы (20) – 3 группа, наречия (5) – 4 группа.

    Эта работа возможна на фоне  музыки из цикла «Времена года».      

    - Какие результаты у вас получились? Как вы думаете, почему велико количество глаголов?

    - Какие признаки сочинения – описания есть в данном стихотворении?

Учитель может  обратить  внимание детей на то, что в стихотворении А.С. Пушкина  зима не усыпляет, а зовёт к действию.

          Закончен этап работы с  поэтическим  текстом, и внимание учащихся переключается на репродукции картин известных русских художников, изобразивших зиму (К.А. Коровина, К.Ф. Юона, И.И. Шишкина, Г.И. Нисского, И.Э.Грабаря и других). Выполняется  функция рефлексии настроения и эмоционального состояния обучающихся, которая помогает переключиться на несколько иной вид деятельности, развивающий наблюдательность, умение правильно оформить свою мысль, опираясь на   видение художественного произведения.

            -Можно ли какие – либо из этих картин соотнести со стихотворением «Зимнее утро»? Почему?

           -Согласны ли вы с тем, что на всех полотнах художников  «застывшее» действие? А что вы можете сказать о действии   в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»? (действие   в квадрате?).

        Учитель предлагает ученикам сделать записи в таблицу, заполняемую ими  на уроке, и дети продолжают записывать свои мысли, ощущения в таблицу «приращения» знаний. Очень выигрышным является приём сопоставления репродукций картин известных художников с рисунками бывших учеников школы, которые выполнили свои иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».

       Учитель предлагает найти в тексте стихотворения строчки, которые можно было бы подписать под данными рисунками. Учащиеся  называют свои варианты.

      - А что вы изобразили бы на иллюстрации к этому произведению А.С.Пушкина?

    Интересным этапом урока является задание, предлагаемое  далее учителем: попробуйте передать прозой стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Не удалось? Почему? (Стихотворение ярче, точнее, состязаться с Пушкиным – бесполезно!).

     -   Действие можно передать и в музыкальном произведении с помощью нот. Вам приходилось слышать  что-то подобное? Я предлагаю вам вслушаться в пьесу «У камелька» из цикла П.И.Чайковского «Времена года» и потом рассказать, какие действия вы представили во время двух с половиной минут её звучания.

       Проверяются  записи в таблице, заполняемой учащимися во время урока  (заслушивается выступление 2-3 человек). Подводятся итоги урока, выставляются оценки. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся оценивают и свою активность.

В качестве домашнего задания  учащимся предлагается  описать действия в сочинении. Возможные темы: «Утро», «Начало дня», «Я   начинаю день».         

        На данном уроке, в соответствии с концепцией развивающего обучения, школьники учатся работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Совместная деятельность учащихся и учителя позволяет совершенствовать коммуникативные навыки детей, развивать личность каждого ученика, формировать его ассоциативное мышление.

 

Литература

Пугачев Е.П. Технологии рефлексии в педагогическом процессе http: //www.openclass.ru

Исакова О.В. Рефлексия  в воспитательно-образовательном процессе  http: //www.openclass.ru

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (11.05.2010)
Просмотров: 2505 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты