Пятница, 19.04.2024, 11:06Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование проблемно-диалогической технологии при подготовке к единому государственному экзамену.Статья Михейкиной М.А., СкрынниковойГ

Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современной эпохи, ученику необходимы прочные знания, которые позволят ему также успешно сдать единый государственный экзамен (ЕГЭ). Каждый педагог для достижения этой цели использует в работе различные методы, приёмы.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку  применяются все возможные технологии, в том числе и проблемно – диалогическая.

Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем.

Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми».

Цель: получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей учащихся.

Почему же ПДО наиболее приемлемо при подготовке учащихся к ЕГЭ?

1.Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения.

2. Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

3. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

4.Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

5.В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Как открыть знания с учениками? Существует 4 этапа: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.

I этап. Постановка учебной проблемы.

Учебную проблему можно поставить тремя способами:

1)побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2) подводящий к теме диалог;

3) сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Каждый из этих способов имеет свою особенность. При выходе  из проблемной ситуации учащиеся осознают противоречие и формулируют проблему, в результате развиваются творческие способности. Подводящий диалог активизирует логическое мышление учащихся. Все способы постановки проблемы обеспечивают рост учебной мотивации.

Приведём примеры возможных подходов к постановке учебной проблемы.

  1.Побуждающий диалог.

Этот метод требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:

-создание проблемной ситуации;

-побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

-побуждение к формулированию учебной проблемы;

-принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

Тема урока «Правописание - Н - и - НН - в причастиях и отглагольных прилагательных».

выкраше..ый – выкраше..а

краше..ый мною – краше..ый пол

- У вас запись этих слов вызвала затруднения? Почему?

- Почему слова записаны парами?

    - Какова тема урока?

2.Подводящий диалог.

Этот способ постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к пониманию темы урока.

Тема урока « Дефисное написание наречий».

Даны слова:

еле-еле                    по-волчьи               во-первых          где-то, когда-либо

мало-помалу          по-хорошему          в-третьих           как-нибудь

чуть-чуть                по-немецки             в-пятых             кое-где, кое-как

-Что объединяет слова?

-Почему они записаны группами?

-От чего зависит правописание наречий через дефис?

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Учитель сообщает тему урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого можно использовать приём «яркое пятно», который состоит в сообщении учащимся интересного материала, связанного с темой урока (сказки, легенды, шутка, загадка, занимательные задания).

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

И отправляться дальше в путь.

Выйдет на дорожку –

Всем подставит ножку! (Запятая)

Ряд существительных в русском языке имеет отглагольное происхождение (например, жир от жить, пир от пить). От какого глагола могло образоваться слово врач?

Ещё один приём – «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможность использовать их в жизни.

Тема урока «Пунктуация».

- Что изучает пунктуация?

- Зачем нужна пунктуация?

- Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему?

Делегация выезжает утром встречайте.

Я не видел брата товарища и его сестру.

II этап. Поиск решения.

Как искать решение проблемы:

1)классический (через выдвижение гипотез и их последующую проверку);

2) сокращённый (через подводящий диалог).

III этап. Выражение решения.

Знания необходимо воспроизводить (проговаривать, повторять). Различают воспроизведение знаний репродуктивное (выучи – перескажи) и продуктивное (составление опорных сигналов).

IV этап. Реализация продукта.

Цель: показать своё творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.

В заключение отметим, что ПДО позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является средством получения прочных знаний, которые позволят учащимся успешно сдать ЕГЭ.

 

Литература

Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.

Кларин М.В.Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига: Пед. Центр «Эксперимент», 1995.

Машарова Т.В.Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. – Киров: ВГПУ, 1997.

Мельникова Елена Леонидовна, автор технологии проблемного диалога, Лауреат Премии правительства в области образования.
Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (11.05.2010)
Просмотров: 3250 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Мельникова Елена Леонидовна  
0
Уважаемые авторы статьи! Я очень рада, что МОЯ технология проблемного диалога применяется и полезна людям. Но неприятно удивлена тем обстоятельством, что вы не сочли нужным сослаться на МОЮ фамилию. Какое отношение имеют Беспалько, Кларин и Машарова (фигурирующие в списке литературы) к МОЕЙ технологии?
Мельникова Елена Леонидовна, автор технологии проблемного диалога, Лауреат Премии правительства в области образования.

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты