Понедельник, 25.09.2017, 21:40Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Опыт изучения вопросов риторики, стилистики и культуры речи по учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.Автор - Невзорова О.В

В последние годы много говорится о необходимости модернизации языкового образования. Выдвигается идея функциональной направленности в обучении русскому языку. Именно это нашло отражение в целях изучения русского языка на профильном уровне и требованиях стандартов среднего(полного) общего образования к уровню подготовки выпускников. Естественно, должны были измениться программы, учебники, методические пособия. Из курса грамматико-орфографической направленности «Русский язык» с начала 90-х годов превратился в курс с ярко выраженной речевой направленностью.

         Я думаю, что такая направленность отличает  учебник под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта,  и хочу поделиться некоторым опытом изучения вопросов риторики, стилистики и культуры речи по данному учебнику.

         Речевая направленность обозначена в самой структуре учебника каждого года обучения, состоящего из 2-х частей: 1 часть – 5 класс- «Повторение изученного в начальных классах. Систематический курс русского языка». 6,7,8 классы-« Язык. Правописание. Культура речи». 9 класс –«Синтаксис и пунктуация».

 2 часть- Речь. Она включает разделы «Стили речи», «Текст», «Типы речи»

Каково же содержание учебника, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся?

 С  5 класса вводится понятие и определение речевой ситуации, требующей выбора определённого стиля речи для создания высказывания.

 В учебнике даются задания по определению задач речи и стилей разных текстов, по редактированию текста с целью сделать его выразительнее, например, упр. 721,722-5класс; упр.570- 6 класс; 427, 429- 7 класс; упр. 298,299- 9 класс

На мой взгляд, авторы углубленно знакомят школьников с понятием «типы речи», выделяя 4 типа речи: описание, повествование, рассуждение и особый тип речи - оценка действительности. Развивается понятие типа речи рассуждение: рассуждение-доказательство,  рассуждение- объяснение, рассуждение- размышление.

Упражнения содержат разные виды заданий, предполагающих использование теоретических сведений: исследуется текст, определяется тип речи, способы связи предложений в тексте, редактируется и восстанавливается текст. Школьники (6 класс) пишут (что, кстати, им очень нравится) объявления по образцам, составляют деловое описание игры, изложения научного текста (а это уже совсем непросто).

Семиклассники знакомятся с публицистическим стилем речи, его задачами и характерными языковыми средствами и приёмами построения текста. Ученики выполняют стилистический анализ текста (упр.445), учатся новому жанру - заметка в газету. Так, на одном из уроков ребята знакомились с образцами такого жанра. Затем они разделились на 4 группы и получили задание выпустить газеты на темы «Человек и природа», «Я и мой город»,     « Я и спорт». Потом работы были оценены, ребята высказали своё мнение о том, что получилось, а над чем можно поработать. Затем работы были представлены в гимназический пресс-центр.

В 9 классе продолжается работа по углублению знаний о стилях и жанрах речи. Ученики знакомятся с эссе, рецензией, путевыми заметками, деловыми документами, сами составляют тексты данных жанров. Разнообразные тексты упражнений и задания к ним дают возможность ученикам получать практические умения, связанные с созданием собственного речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя языковые средства.

Тексты, используемые авторами учебника, представляют собой дидактическую ценность не только в художественном отношении (хотя это, в первую очередь, способствует формированию у детей хорошего языка и языкового чутья), но и в  воспитании  личностных качеств, нравственности школьников. Достаточно назвать такие имена, как Пушкин, Тютчев, Фет, Аксаков, Паустовский, Бунин.

Во всех учебниках с5 по 9-й класс имеются цветные вклейки репродукций картин, фотографии (5,6 классы-16, 7 класс-18, 9 класс-16), которые, естественно, используются на уроках речеведения. Изучаем в разделе «Речь» в 6 классе тему «Соединение в тексте разных типовых фрагментов», и авторы предлагают в упр. 726 обратиться к репродукциям картин К.С. Петрова- Водкина «Утренний натюрморт» и А.С. Головина «Цветы в вазе». Данный материал предложен и для работы на уроках, посвящённых языку. Изучается тема «Полные и краткие причастия» (упр. 354). Дети объясняют, как понимают название картины, затем составляют и записывают несколько предложений, описывая картину и используя данные причастия.

Обе части представляют собой единое целое, и в 1 часть недаром входит раздел «Культура речи», потому что, по мнению автора учебника М.М. Разумовской, овладение правописанием зависит от общеречевого развития учащихся. Грамматические задачи в учебнике сочетаются с элементами речевой деятельности.

После изучения каждой части следует параграф об употреблении  её в речи, а далее о произношении слов данной части речи (а авторы призывают не жалеть времени на устную работу, на речевую практику).

Задания побуждают детей задуматься о том,  где и как учиться орфоэпическим нормам. Пример: 6 класс. Тема «Произношение имён существительных», упр. 227. Задаю вопрос : «Что нужно делать, чтобы успешно овладеть орфоэпическими нормами, то есть говорить правильно? Кто и что поможет?». Дети задумываются и отвечают: « Родители- не всегда. Телевидение, радио- не всегда. Ответят на этот вопрос, конечно, учителя, книги, словари» К каким словарям нужно обратиться? Авторы учебника дают представление о разных видах словарей: орфоэпическом, толковом, этимологическом, синонимов, словообразовательном(маленькие словарики даются в приложении). Будем надеяться , что такая справочная литература в виде больших настоящих словарей, поступающая сейчас в школы, будет везде в достаточном количестве.

Особенностью работы по данной программе являются и контрольные работы, в том числе и по стилистике, орфоэпии. Так, в 5 классе на контрольной работе дети определяют речевую ситуацию и принадлежность текста к определённому стилю речи. Проверяется умение учащихся работать со словарём. Например, 6 класс – после изучения тем «Глаголы», «Причастия», «Деепричастия» дети подбирают из орфоэпического словарика глаголы в форме прошедшего времени, женского рода, рифмующиеся с глаголом «начала», и обозначают место ударения; образуют деепричастие по образцу, правильно обозначая ударение.

Я думаю, что даже краткое изложение работы с учебником, отдельные наблюдения, замечания позволяют сделать вывод, что в учебнике органично соединены речеведческие разделы стилистики, культуры речи с теми разделами, что развивают языковые способности ребёнка. Это позволяет успешно формировать ключевые компетенции ученика.

 Подводя итог, можно сказать, что работать по учебнику, изучая вопросы риторики, стилистики и культуры речи, интересно как учителю, так и ученикам. В прошлом учебном году я выпустила 9 класс, с которым работала по данному учебнику с 5 по 9 классы. Каковы же итоги этой работы? Несомненно, что пристальное внимание к этим вопросам во все годы изучения облегчило выполнение учащимися заданий ГИА, связанных с анализом текста и написанием сочинения. 13 из 19 учеников класса выбрали для себя филологический профиль и обучаются в 10 классе нашей гимназии.   Я думаю, что такой учебник нужно использовать в работе с сильным  классом, где обучаются дети, стремящиеся в дальнейшем получить гуманитарное образование.

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (27.05.2010)
Просмотров: 3946 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты