Четверг, 25.04.2024, 09:31Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Овладение видами речевой деятельности по учебнику русского языка под редакцией С.И. Львовой. Статья Астаховой Светланы Камиловны.

Курс русского языка должен всестороннее развивать личность учащихся. Для этого необходим учебник-помощник. Такой учебник появился и, что называется, «пришелся ко двору» и учителям, и ученикам.

    Учебник русского языка (авторы С.И. Львова и В.В. Львов) отличается современным содержанием и помогает овладеть такими компетентностями, которые необходимы каждому современному человеку.

         Специфика программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой заключается в том, что она на предлагаемом материале позволяет учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи: умением слушать, читать, говорить и писать.

         По данной программе я работаю второй год. Особенностью пособия, несомненно, являются  яркая обложка и цветные иллюстрации. Но это внешний эффект. Главное - ориентация учебника на речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Основной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке, который становится уроком развития речи – устной и письменной. В центре внимания учащихся оказывается текст.

         Одной из особенностей этого учебника является его четкая структура, которая позволяет планомерно освоить содержание курса.

В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.

Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы:  редактирование текста; работа с разными видами словарей;  текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).

Авторы предлагают целый спектр разнообразных упражнений: «Проводим наблюдение», «Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Изложение-миниатюра», «Сочинение», «Изложение». Эти и другие виды упражнений дают учителю четкие ориентиры в работе: учащиеся формируют умения слушать текст, читать текст и создавать свои устные и письменные тексты – говорить и писать. Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.

Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи». Отдельный раздел –это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти языковые средства функционируют в речевом поле. Каждая страница учебника обеспечивает знакомство с окружающим миром, речевой деятельностью в самых разнообразных проявлениях. Цветные репродукции, фотоколлажи, фотографии - всё это тщательно продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность курса. При таком подходе уроки русского языка становятся уроками, на которых учащиеся учатся думать. У них формируется уважительное отношение к речи, они осознают её как мысль, способ выражения своих суждений.

 В учебнике в новом ракурсе представлены и другие разделы, в том числе фонетика, орфоэпия, морфемика, лексикология, синтаксис, морфология, пунктуация.  С.И. Львова выделяет в самостоятельный раздел, наряду с текстоведением и культурой речи, и орфографию. Авторы многих учебников этого не делают. А ведь отсутствие системности орфографических знаний рождает непонимание учащимися её места в языке. Традиционная  работа по фонетике и орфоэпии спланирована так, что способствует развитию языковых и речевых навыков учащихся с учетом возрастных особенностей. Например,  в 5 классе учащиеся приобретают навыки  выделения в слове звуков речи, их фонетической характеристики, различения ударных и безударных звуков, использования элементов транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильного произношения гласных, согласных звуков и их сочетаний в слове, работы с орфоэпическим словарем. В 6 классе формируются навыки нахождения орфоэпических ошибок в звучащей речи.

            Много внимания уделяется вопросам этимологии,  лексикологии. Учебник предлагает материал, посвященный истории развития родного языка,  историко-культурным традициям русского народа. Это актуально, поскольку в заданиях ЕГЭ обязательно есть вопросы, касающиеся истории языка и семантики языковых единиц.

Культуроведческий аспект - особенность УМК  С. И. Львовой.  Соединению задач развития речи и знакомства с культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении языка и культуры. Авторы учебника отдают предпочтение реалистической живописи, где художник изображает природу, городской, сельский пейзаж, портреты современников, быт людей или исторические события. Благодаря иллюстрациям в третьей части УМК, учащиеся знакомятся с картинами А.К. Денисова-Уральского, А.И. Лактионова, А.И. Корзухина, В.А. Серова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других; узнают, что полотна этих художников хранятся в самых разных картинных галереях нашей страны.

Использование произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению важной социально-языковой функции. Картины, выступая в качестве источника отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной учащиеся находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры. Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса учащихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу. Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого произведения в устной и письменной форме и  позволяет соотнести коммуникативные умения с видами речевой деятельности.

Обучение видам речевой деятельности с использованием живописи осуществляется успешнее при помощи лингвистических упражнений, которые обеспечивают активное овладение речью и включают в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый характер ответов учащихся и создающие условия для формирования свободной, правильной и хорошей речи.

-.Вопросы для первичного восприятия картины: Что вы видите на картине? Что изображено в центре картины? Что вы видите на заднем плане? И т.д.

- Задания для формирования монологической речи:  Рассмотрите внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой картины и т.д.

-  Вопросно-ответные упражнения на говорение творческого характера: Почему художник изобразил именно эти предметы, пейзаж, фигуру, время года? Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? и т.д.

4. Упражнения  на развитие воображения: Составьте воображаемый диалог между персонажами картины. Вообразите дальнейшее развитие событий, изображенных художником.

5. Беседа по картине, в ходе которой отрабатывается словарно-стилистический аспект высказываний.

Речевая подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение: подготовленное заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием картины; неподготовленное заранее высказывание; тематическая беседа; диспут на заранее заданную тему; дискуссия; ситуативный диалог; ролевая игра; интервью.  Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания и проявляют творческий подход к их текстовому оформлению.

Богатый иллюстрационный материал учебника, яркий шрифт, символические значки, разные цвета в оформлении текста способствуют формированию интереса у учащихся к чтению заданий. Теоретический материал, излагаемый в учебнике, подается с помощью интересных таблиц, дифференцируется по степени сложности Особенностью учебника является также то, что перед знакомством с теоретическим материалом предлагаются вопросы, которые способствуют развитию критического, логического, ассоциативного  мышления.

В УМК «Русский язык» под редакцией С.И. Львовой реализуется идея дифференцированного подхода к обучению: наличие разноуровневого дополнительного материала,  выделенные красным цветом более трудные упражнения. Это дает возможность  на уроке найти задания как для слабых, так и для сильных учащихся.

Каждый урок по программе основан на принципе текстоцентризма. От урока к уроку учащиеся все больше приобщаются к работе с текстом: учатся определять его признаки, находить ключевые слова, составлять собственное высказывание по теме. Таким образом, содержание каждого урока направлено на реализацию языковой, речевой, правописной компетенций. На каждом уроке уделяется внимание работе с речевыми и грамматическими ошибками, редактированию текста.

Особенностью учебника является подбор для всех его разделов текстов нравственно-этического содержания, имеющих важное воспитательное значение. Тексты современны, познавательны, интересны для учащихся. Поэтому они с удовольствием анализируют предлагаемые текстовые материалы, выполняя не всегда простые задания, требующие не репродуктивного воспроизведения знаний, а творческого подхода.

Обобщая сказанное, можно сделать некоторые выводы. Программа по русскому языку под редакцией С. И. Львовой основана  на главных принципах:

–принцип приоритета всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания.

–принцип проблемности, исследования и творческого подхода.

–принцип интеграции русского языка и литературы за счет формирования литературоведческой компетентности.

Особенность УМК - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении, в интенсивности и последовательности использования современной семантики языка,  что помогает учащимся в работе над анализом и созданием текстов.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (24.01.2010)
Просмотров: 6925 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 2.7/6
Всего комментариев: 2
2 Chewirrah  
0
Сдаю 6-ти комн квартирку в жк http://odessarealt.com/tags/%C0%F0%EA%E0%E4%E8%FF/ - аркадия
Одесса. неподалёку: клуб Ибица, пляж из булыжников, детская площадка и магазины. Жилье со свежим дорогим ремонтом, Белой кожаной мебелью и брендовой быт техникой (Одесса).

1 Валентин Витальевич  
0
Светлана Камиловна! Прочитал Вашу статью о нашем учебнике. Вы правильно поняли суть этого УМК. Спасибо Вам за профессиональный анализ. Если есть к нам вопросы, смело задавайте. Приглашайте в гости к учителям-словесникам Балашова.
Доброго Вам пути в наше крайне сложное время!
В.В.Львов

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты