Осенью 2019 года школьники из всех федеральных округов в составе двухсот команд исследовали особенности речи своих сверстников, родителей и поколения бабушек и дедушек в рамках исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи». Государственным заказчиком проекта выступило Министерство просвещения Российской Федерации, а оператором – некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий».
Участниками проекта записано около трёх тысяч региональных слов, входящих в различные региональные варианты русского языка. Фактически благодаря проекту можно узнать много нового о современной живой лексике целого ряда региональных вариантов русского языка.
Ещё выдающийся русский лингвист девятнадцатого века И.И.Срезневский призывал «изучать русский язык в географической проекции». За небольшой проектный срок, силами школьников в этом направлении сделан достаточно крупный шаг.
Записанная лексика включает:
- местные неологизмы – новые образования, например, филка «пятьсот рублей, от фиолетовый» (Тольятти), лимониться «делать медленно» (Петрозаводск), малебуйка «жевательная резинка» (Саратовская обл.), грантовод «водитель машины Лада Гранта» (Тольятти);
- слова, развившие новое значение: курмыши «захолустье» (Самара, Тольятти), ваучер «использованная пластиковая бутылка» (Тольятти), фильдеперсовый «красивый» (Саратовская обл.);
- весьма богато представленное в современной городской речи диалектное наследие: процведать «пробовать» (Самарская обл.), гомонок «кошелек» (Кировская, Самарская обл., Алтайский край, Красноярск), воспелегивать «воспитывать» (Псковская область), шошь «сброд» (Котельнич Кировской обл.) и пр.;
- слова, являющиеся в современном русском языке архаизмами или полностью забытые: батог «палка», буди «может быть», солодкие «сладкие», губы, губница «грибы, грибной суп»;
- топонимы, представляющие собой новые неформальные образования, называющие различные городские районы, площади и пр.
Большую ценность имеют живые, актуальные контексты, сопровождающие записи лексики.
Самыми активными участниками проекта стали команды из Тольятти, Балашова, Кирова, Петрозаводска и Пскова, а по числу исследовательских команд в лидеры вышли Саратовская и Кировская области, Алтайский и Приморский края, Карелия, Архангельская и Владимирская области, Пермский край, Псковская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Самарская и Свердловская области.
Город Балашов и Балашовский район в проекте представили команды:
- Радуга – МОУ Гимназия имени Героя Советского Союза Ю.А.Гарнаева
- Пчёлы – МОУ "Гимназия № 1"
- Лингва – МОУ Гимназия имени Героя Советского Союза Ю.А.Гарнаева
- Лидеры – МОУ СОШ с.Сухая Елань
- Слово – МАОУ СОШ № 15 г.
Итогом работы команд стала конференция на Алтае с участием команд –лидеров и экспертов проекта. В рамках конференции участники представили результаты своей исследовательской работы, приняли участие в открытых лекциях экспертов проекта, посетили музей Василия Макаровича Шукшина в селе Сростки.
Команда « Пчёлы» МОУ « Гимназия 1» г. Балашова под руководством учителя русского языка и литературы Дьячиной А.В. вошла в пятерку лидеров проекта. «Пчёлы» достойно выступили на конференции, показав свой творческий отчёт о проделанной работе https://vk.com/video-122137092_456239045. Команда представила на общей карте проекта (https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1v_luMRUfuBYMAYJ43WIiLHdW7DydHjVJ) 167 диалектных слов и выражений, встретившихся на территории Саратовской области у людей разных возрастных групп, тем самым проделав огромную работу в течении двух месяцев по сбору слов и их обработке.
Поездка на Алтай стала прекраснейшей наградой, которая навсегда останется в сердце каждого, побывавшего там. Мы очень рады и горды за нашу команду и желаем дальнейших побед!
Результаты работы могут быть использованы в научной работе по различным направлениям лингвистики. Они демонстрируют современные тенденции словообразования, в частности, образования топонимов, объясняют этимологию многих слов, обогащают направления лингвистики, изучающие региональную вариативность русского языка.
|