«Быть или не быть...» Роль проблемных уроков в образовательном процессе».Статья Скрынниковой Галины Николаевны, учителя МОУ СОШ №17
Дети учатся лучше и в тысячу
раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.
Питер
Клайн
Проблемное обучение – это обучение, при
котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся
по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их
самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.
Цели проблемного обучения:
- развитие мышления и
способностей учащихся, развитие творческих умений;
- усвоение учащимися знаний,
умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
- воспитание активной
творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать
нестандартные проблемы.
Различают три вида проблемного
обучения:
1.Проблемное изложение знаний
(учитель ставит проблему и показывает процесс её решения; используется
психологический приём: погружение в ситуацию, следует вопросно-ответный ход
рассуждения).
2.Привлечение учащихся к
поиску на отдельных этапах изложения знаний
(учитель выдвигает проблему,
излагает материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые
требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную
задачу, применяется ассоциативный способ изложения и осмысления информации).
3.Исследовательский метод
обучения (осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска,
проводят наблюдения, фиксируют факты, обобщают, делают выводы).
Все
виды проблемного обучения характеризуются наличием творческой деятельности: научное творчество (теоретическое исследование),
практичное творчество (поиск способа применения известного знания в новой
ситуации), художественное творчество.
Выделяют
главные условия успешности проблемного обучения: посиль-
ность, значимость информации,
доброжелательность диалогического общения педагога с учащимися.
Проблемное обучение опирается на принципы:
научности(использование научных данных, фактов),креативности (творчество
учителя, ученика, а также их совместное творчество на уроке), вариативности
(многообразие вариантов решений проблем), практической направленности (связь
теории с практикой), интегрированности, систематичности. Приводит к следующим
результатам:
-повышение мотивации к
учебной, познавательнойдеятельности
(появле-
ние интереса учащихся к
урокам);
-углубление уровня понимания
учебного материала (уход от поверхностного
понимания и выход на уровень
осмысленного и осознанного понимания);
-конструктивное отношение
учащихся к такому явлению как «проблема» (на-
учившись решать учебные
проблемы, дети без страха и паники будут отно-
ситься к жизненным
проблемам).
Каждый учитель вырабатывает свою стратегию
проведения проблемных уроков. В моей педагогической практике стратегия носит
системный харак - тер и состоит из следующих этапов и компонентов.
Первый этап представляет собой постановку стратегической цели,
которая отвечает за развитие личностных качеств учащихся. На формулиро-
вание стратегической цели
влияет три фактора.
Во-первых, стратегическая цель вытекает из
концептуальной цели, что можно представить в виде ствола и растущей то него
веточки. Например,
стратегической целью урока
русского языка в 6 классе, тема «Употребление глагола в речи», является
развитие выразительности, правильности речи, чувства прекрасного.
Во-вторых, стратегическая цель зависит от
особенностей класса иможет
варьироваться.
В-третьих, стратегическая цель тесно
связывается с задачами. Так, задачи
урока в 6 классетаковы:
1.Познакомить учащихся с выразительными
возможностями глагола.
2.Формировать умение использовать
глаголы в речи.
3.Формировать умение строить текст, в
основе которого лежит повтор.
Второй
этап представляет собой
формулирование проблемы.
Проблема, с психологической
точки зрения, представляет собой социально или личностно значимое противоречие,
разрешение которого приводит к достижению цели. С философской точки зрения,
проблема обычно трактуется как знание о незнании. Эти два подхода дополняют
друг друга.
Педагог должен помнить, что проблема –
основной источник развития человека, решая проблему, человек развиваетсялибо деградирует. Проблема является средством
достижения цели. Учителю необходимо быть готовым к нестандартным решениям со
стороны учащихся, обладать гибкостью мышле-
ния, если решения детей не
совпадают с его решением.
Работаянад проблемой, придерживаемся следующих правил:
1.Выявляем проблемы, необходимые для
достижения цели.
2.Определяем приоритетность проблем.
3.Формулируем проблему в виде
проблемного вопроса. Почему вопрос? Вопросная форма, в отличие от
повествовательной, обостряет противоречие и призывает к действию.
Специфика проблемного вопроса:
-проблемный вопрос содержит
противоречие, выраженное в виде разных точек зрения;
-проблемный вопрос требует
разных вариантов ответов;
-проблемный вопрос нуждается
в ответе-размышлении, а не односложных ответов как-то «да», «нет», «согласен».
Например, какова роль глаголов в речи, зачем читать сказки, как изменить
негативное и стереотипное отношение к личности и творчеству М.Горького.
4.Осуществляем поиск вариантов решения,
которых должно быть не меньше трех. Если проблемный вопрос: какова роль
глаголов в речи, то варианты решения следующие:
1.Глаголы передают движение.
2.Глаголы помогают увидеть цвет.
3.Глаголы помогают услышать звуки мира.
4.Глаголы помогают привлечь внимание к
сказанному.
5.Конструируем оптимальный вариант:
-выделяем сильные и слабые
стороны в каждом варианте решения;
-определяемнаиболее удачный вариант;
-дополняем удачный вариант
сопутствующими вариантами;
-оформляем оптимальный
вариант.
Ценность оптимального варианта заключается
в том, что работа с ним в человеке развивает такие личностные качества, как
толерантность, велико-
душие.
Третий этап представляет собой создание тезиса.
Тезис – это образное
осмысление и выражение оптимального варианта в виде афоризма, цитат, пословиц,
поговорок и других крылатых выражений. Тезис является средством диагностики:
-если тезис появляется без
особых затруднений, то это говорит о том, что проблема сформулирована корректно
и найдены соответствующие ей варианты решения;
-если ученику удаётся создать
тезис, то это горит о том, что он усвоил информацию, так как смог развёрнутый
текст преобразовать в краткий, лаконичный текст.
Тезис к теме: употребление
глагола в речи.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие
придёт:
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
Благодаря тезису проблемный урокприобретает ясность, действенность. У
учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, углубляется уровень
понимания учебной информации.
Проблемные уроки могут быть представлены в
различных формах: собственно урок, лекция, семинар, круглый стол,
организационно-деятель-
ностная игра, проектная
деятельность. Способствуют реализации главной цели образования – развитие
личностных качеств.
Итак, проблемное обучение должно занимать
одно из ведущих мест в педагогической деятельности.
Во-первых, данное обучение можно
охарактеризовать как:
-развивающее (развиваются
такие личностные качества, как мышление, речь, смысловая память, внимание,
эмоционально-чувственные качества, общение, творчество);
-здоровьесберегающее
(учитываются особенности класса, создаётся благоприятный климат, используются
приёмы, способствующие сохранению интереса к учебному материалу, создаются
условия для самовыражения учащихся, применяются разнообразные виды деятельности).
Во-вторых, проблемное обучение
взаимодействует со всеми образова-
тельными технологиями:
-личностно-ориентированного обучения
(реализует цели развития личностных качеств);
-дифференцированного обучения (проблемный
урок строится с учётом особенностей конкретного класса);
-технологиями обучения и воспитания без
насилия (проблемный урок
ориентирован на мыслеречевую
деятельность учащихся, а активизировать её
можно только
ненасильственными приёмами воздействия);
-технологией эффективной речевой деятельности
(на проблемных уроках большую часть времени говорят дети);
-диалогового и рефлексивного обучения
(проблемные уроки всегда результативны, а результат требует анализа).
Сократ считал, что «человек нуждается не в
привычном образовании своей личности посредством научения, но в образовании,
которое предпола-
гает возможность поиска её
смысла. Человеку необходимо пройти путём познания самого себя».
Литература.
1.Васильев В.В.
Психологические эффекты на уроках.- Воронеж, 1998.
2.Кульневич С.В., Лакоценина
Т. П.Современный урок.
Часть 3:Проблемные уроки.-
Ростов-н/Д: Из-во «Учитель», 2006.
3.Муравьев Е.М.
Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности.-
М.: Академия, 2004.
4.Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования/ Под. Редакцией Е.С.Полат. –
М.: Академия, 1999.
5.Педагогика: Педагогические
теории, системы, технологии / Под. Редакцией