Понедельник, 06.05.2024, 11:48Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

«Быть или не быть...» Роль проблемных уроков в образовательном процессе».Статья Скрынниковой Галины Николаевны, учителя МОУ СОШ №17

Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,

 если им дают возможность самостоятельно

 исследовать основы изучаемого материала.

                                                                                                         Питер Клайн

 

      Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов.

       Цели проблемного обучения:

- развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

- усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;

- воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

        Различают три вида проблемного обучения:

1.Проблемное изложение знаний (учитель ставит проблему и показывает процесс её решения; используется психологический приём: погружение в ситуацию, следует вопросно-ответный ход рассуждения).

2.Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний

(учитель выдвигает проблему, излагает материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включаться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную задачу, применяется ассоциативный способ изложения и осмысления информации).

3.Исследовательский метод обучения (осознав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, проводят наблюдения, фиксируют факты, обобщают, делают выводы).

       Все виды проблемного обучения характеризуются наличием творческой деятельности:  научное творчество (теоретическое исследование), практичное творчество (поиск способа применения известного знания в новой ситуации), художественное творчество.

       Выделяют главные условия успешности проблемного обучения: посиль-

ность, значимость информации, доброжелательность диалогического общения педагога с учащимися.

    Проблемное обучение опирается на принципы: научности(использование научных данных, фактов),креативности (творчество учителя, ученика, а также их совместное творчество на уроке), вариативности (многообразие вариантов решений проблем), практической направленности (связь теории с практикой), интегрированности, систематичности. Приводит к следующим результатам:

-повышение мотивации к учебной, познавательной  деятельности (появле-

ние интереса учащихся к урокам);

-углубление уровня понимания учебного материала (уход от поверхностного

понимания и выход на уровень осмысленного и осознанного понимания);

-конструктивное отношение учащихся к такому явлению как «проблема» (на-

учившись решать учебные проблемы, дети без страха и паники будут отно-

ситься к жизненным проблемам).

    Каждый учитель вырабатывает свою стратегию проведения проблемных уроков. В моей педагогической практике стратегия носит системный харак - тер и состоит из следующих этапов и компонентов.

    Первый этап представляет собой постановку стратегической цели, которая отвечает за развитие личностных качеств учащихся. На формулиро-

вание стратегической цели влияет три фактора.

    Во-первых, стратегическая цель вытекает из концептуальной цели, что можно представить в виде ствола и растущей то него веточки. Например,

стратегической целью урока русского языка в 6 классе, тема «Употребление глагола в речи», является развитие выразительности, правильности речи, чувства прекрасного.

    Во-вторых, стратегическая цель зависит от особенностей класса и  может варьироваться.

    В-третьих, стратегическая цель тесно связывается с задачами. Так, задачи

урока в 6 классе  таковы:

       1.Познакомить учащихся с выразительными возможностями глагола.

       2.Формировать умение использовать глаголы в речи.

       3.Формировать умение строить текст, в основе которого лежит повтор.

   Второй этап представляет собой формулирование проблемы.

Проблема, с психологической точки зрения, представляет собой социально или личностно значимое противоречие, разрешение которого приводит к достижению цели. С философской точки зрения, проблема обычно трактуется как знание о незнании. Эти два подхода дополняют друг друга.

   Педагог должен помнить, что проблема – основной источник развития человека, решая проблему, человек развивается  либо деградирует. Проблема является средством достижения цели. Учителю необходимо быть готовым к нестандартным решениям со стороны учащихся, обладать гибкостью мышле-

ния, если решения детей не совпадают с его решением.

 

   Работая  над проблемой, придерживаемся следующих правил:

       1.Выявляем проблемы, необходимые для достижения цели.

       2.Определяем приоритетность проблем.

       3.Формулируем проблему в виде проблемного вопроса. Почему вопрос? Вопросная форма, в отличие от повествовательной, обостряет противоречие и призывает к действию.

   Специфика проблемного вопроса:

-проблемный вопрос содержит противоречие, выраженное в виде разных точек зрения;

-проблемный вопрос требует разных вариантов ответов;

-проблемный вопрос нуждается в ответе-размышлении, а не односложных ответов как-то «да», «нет», «согласен». Например, какова роль глаголов в речи, зачем читать сказки, как изменить негативное и стереотипное отношение к личности и творчеству М.Горького.

    4.Осуществляем поиск вариантов решения, которых должно быть не меньше трех. Если проблемный вопрос: какова роль глаголов в речи, то варианты решения следующие:

        1.Глаголы передают движение.

        2.Глаголы помогают увидеть цвет.

        3.Глаголы помогают услышать звуки мира.

        4.Глаголы помогают привлечь внимание к сказанному.

   5.Конструируем оптимальный вариант:

-выделяем сильные и слабые стороны в каждом варианте решения;

-определяем  наиболее удачный вариант;

-дополняем удачный вариант сопутствующими вариантами;

-оформляем оптимальный вариант.

    Ценность оптимального варианта заключается в том, что работа с ним в человеке развивает такие личностные качества, как толерантность, велико-

душие.

    Третий этап представляет собой создание тезиса.

Тезис – это образное осмысление и выражение оптимального варианта в виде афоризма, цитат, пословиц, поговорок и других крылатых выражений. Тезис является средством диагностики:

-если тезис появляется без особых затруднений, то это говорит о том, что проблема сформулирована корректно и найдены соответствующие ей варианты решения;

-если ученику удаётся создать тезис, то это горит о том, что он усвоил информацию, так как смог развёрнутый текст преобразовать в краткий, лаконичный текст.

Тезис к теме: употребление глагола в речи.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

    Благодаря тезису проблемный урок  приобретает ясность, действенность. У учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, углубляется уровень понимания учебной информации.

   Проблемные уроки могут быть представлены в различных формах: собственно урок, лекция, семинар, круглый стол, организационно-деятель-

ностная игра, проектная деятельность. Способствуют реализации главной цели образования – развитие личностных качеств.

    Итак, проблемное обучение должно занимать одно из ведущих мест в педагогической деятельности.

       Во-первых, данное обучение можно охарактеризовать как:

-развивающее (развиваются такие личностные качества, как мышление, речь, смысловая память, внимание, эмоционально-чувственные качества, общение, творчество);

-воспитывающее ( воспитание воли, самостоятельности, творческой актив-

ности, толерантности, ответственности, уважения);

-здоровьесберегающее (учитываются особенности класса, создаётся благоприятный климат, используются приёмы, способствующие сохранению интереса к учебному материалу, создаются условия для самовыражения учащихся, применяются разнообразные виды деятельности).

      Во-вторых, проблемное обучение взаимодействует со всеми образова-

тельными технологиями:

   -личностно-ориентированного обучения (реализует цели развития личностных качеств);

  -дифференцированного обучения (проблемный урок строится с учётом особенностей конкретного класса);

  -технологиями обучения и воспитания без насилия (проблемный урок

ориентирован на мыслеречевую деятельность учащихся, а активизировать её

можно только ненасильственными приёмами воздействия);

  -технологией эффективной речевой деятельности (на проблемных уроках большую часть времени говорят дети);

  -диалогового и рефлексивного обучения (проблемные уроки всегда результативны, а результат требует анализа).

     Сократ считал, что «человек нуждается не в привычном образовании своей личности посредством научения, но в образовании, которое предпола-

гает возможность поиска её смысла. Человеку необходимо пройти путём познания самого себя».

 

 

 

 

 

 

 

                              Литература.

                                 

 

1.Васильев В.В. Психологические эффекты на уроках.- Воронеж, 1998.

 

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т. П.Современный урок.

Часть 3:Проблемные уроки.- Ростов-н/Д: Из-во «Учитель», 2006.

 

3.Муравьев Е.М. Психологические основы подготовки учителя к исследовательской деятельности.- М.: Академия, 2004.

 

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под. Редакцией Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.

 

5.Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под. Редакцией

С.М.Смирнова. – М.: Академия, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (11.11.2009)
Просмотров: 1037 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты