Использование метода проектов на уроках литературы в целях активизации познавательной деятельности учащихся. Статья Саврасовой С.А.
Мир, в котором мы живём, всё чаще
называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы, которые происходят в
обществе, захватывают социальные, культурные, образовательные и другие системы.
Современный человек живёт в мире техники, мире духовно ограниченном, где
приоритет общечеловеческих ценностей часто приносят в жертву практической
пользе.
Впоследнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов
гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер. Чтение,
особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное
действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ
очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и
отсталаот времени.Методическая формула "рассказ о писателе
— чтение произведения — обсуждение — сочинение" исчерпала себя.
Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не
однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя
литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным
текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным,
притягательным.
Одним из методов современного
преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов,
сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование
средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Методика проектной
работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством
педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный
процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за
свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая
задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому
творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в
качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель
информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.
Данный вид деятельности позволяет
ученикам формировать умение рассматривать проблему в целостности связей и
характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые
решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.
Главная цель проектной деятельности —
разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над
проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная
ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение
различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных,
артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения
остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не
заметить". Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать
возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость
в выполнении общего дела.
Методика работы над мультимедийным
проектом состоит из четырёх этапов: 1) постановка проблемной ситуации и
формирование группы; 2) сбор и обработка материала; 3) презентация проекта; 4)
обсуждение результатов.Очень
важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на
уроках или на дополнительных занятиях.
Приведу конкретный пример. Изучая творчество
С.Есенина в 11 классе,ставлю перед
собой задачу привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся, дать
почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа с
поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых
сложных. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся принять участие в работе
над созданием мультимедийного проекта по творчеству С.А.Есенина «Мир С.Есенина
– каков он?»
На первом этапе ставлю перед собой следующие
дидактические задачи:
1) формирование навыков
самостоятельной работы с большим объёмом информации;
2) формирование критического
мышления;
3) развитие познавательного интереса,
творческих способностей;
4) формирование умения работать в
группах;
5) Выработка умений увидеть проблему
и наметить пути её решения
Методические задачи
проекта:
vОказать помощь в постижении
внутренней логики творческого пути Есенина-художника и тех противоречий,
которые определили драматизм его лирики
vНаучить применять полученные знания в
практической деятельности
vНаучить пользоваться Microsoft
Power Point
Далее в работе над проектом учащимся
предлагается несколько проблемных ситуаций:
vС.Есенин – кто он?
vРодина и С.Есенин – это одно целое?
vФилософия творчества поэта.
vСвоеобразие художественного мира
поэта
В соответствии с проблемными ситуациями предлагаются и темы для
самостоятельных исследований:
nЖизнь С.Есенина в различные временные
периоды.
nРазноцветная палитра раннего
творчества.
nРеакция поэта на изменения революционного
периода.
nВнутренний конфликт между мечтой и
реальностью.
nПуть лирического героя С.Есенина в
цвете.
Участник
проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор типографических
знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно
не только аналитически, но и сенсорно. Литература начинает восприниматься не
как школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства, причём школьник,
работая над проектом, вступает в общение с творцом этого искусства.
Для этого
желающие принять участие в работе делятся на группы: чтецы и редакторы,
ответственные за музыкальное оформление проекта, критики, консультанты -
литературоведы. Дальнейшая работа ведётся в указанных группах.
Так как заключительный этап проекта основывался на
теме «Путь лирического героя С.Есенина в цвете», то наиболее сложную часть
работы выполняли консультанты – литературоведы. Их задача определялась
следующим образом : провести наблюдение над изменением цветовой гаммы в творчестве С.Есенина в зависимости от
периода. Для выполнения подобной работы группа прошла сначала теоретическую
подготовку: сведения из теории литературы о цветописи. Кроме того, для
участников группы был важен не только фон и цвет, но и центральный образ или мысль
каждого стиха. Для этого с каждым консультантом проводилась индивидуальная
работа по построчному семантическому анализу стихотворения. Особое место здесь
уделялось художественным тропам: выяснялось, почему автор использует тот или
иной эпитет, какое значение имеет авторская метафора, для чего используется
сравнение. Работа велась в форме проблемных вопросов, уточнялось лексическое
значение непонятных слов.
Параллельно
велась работа с чтецами и музыкальными редакторами. Причём, сталкиваясь неоднократно
с текстами стихотворений, все участники проекта выучивали их наизусть без
малейших усилий, а анализ работы чтецов позволил всем участникам проекта
повысить свой исполнительский уровень.
Находя в
стихотворениях ответы на собственные вопросы, ребёнок начинает заинтересованно
и эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение
стихотворения с эмпатией и рефлексией. Таким образом, желание продолжить работу
над проектом получает чёткую психологическую мотивацию.
Замечу, что
работа над проектом велась параллельно традиционным урокам литературы, на
которых подробно рассказывалось о жизни и творчестве поэта в контексте времени,
только интерес к этим урокам заметно возрастал.
Презентации
проектов могут быть приурочены как к общешкольным мероприятиям и праздникам,
так и являться иллюстративным материалом обычного урока. Во втором случае это
может быть менее трудоёмкий проект по биографии писателя, или по определённой
теме, или по конкретному произведению. Подобная проектная работа может заменять
традиционное написание рефератов. После презентации следует обязательное
обсуждение с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все
участники проекта поощряются.
Непосредственно
для уроков литературы были созданы мультимедийные проекты: «Н.В.Гоголь и
драматургия », «Ревизор» - это пьеса?», «Где цветут моих предков поля»
(исследование родословной А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова), «Отечество нам Царское
Село» (образ Царского села в русской поэзии)
На сегодняшний
день существуют реальные проблемы в оценке учебного проекта на этапе итоговой
аттестации, если проект – это коллективная работа(в группе, в паре). Если ученик выполнил
индивидуальный проект, то оценивать его возможно в традиционной системе
оценивания. Как, по каким критериям оценивать вклад каждого участника
коллективного проекта?
Такие критерии только намечены, а
именно:
- осознание каждым участником проекта
значимости и актуальности выдвинутых проблем;
- корректность используемых методов
исследования и методов обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника
проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых
решений;
- характер общения и взаимопомощи,
взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина
проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых
решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов
выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы
оппонентов каждого члена группы.
Таким образом, учебный проект
состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значимая
проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.