Использование мультимедийных проектов на уроках литературы. Статья Саврасовой Светланы Александровны,МОУ СОШ с. Репное
1.Мир, в котором мы живём, всё чаще называют изменяющимся миром. И это справедливо. Процессы,
которые происходят в обществе, захватывают социальные, культурные,
образовательные и другие системы. Современный человек живёт в мире техники,
мире духовно ограниченном, где приоритет общечеловеческих ценностей часто
приносят в жертву практической пользе.
2.В последнее время
наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного
цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное
сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой
фантазии и точному ЕГЭ.
3.Задача преподавателя литературы состоит в выработке новых средств работы с художественным текстом
— чтобы он приобрёл объём, стал звучащим,
многогранным, притягательным.
4.Одним из методов современного преподавания литературы является создание
мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий
литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших
информационных технологий. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая
задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому
творческому общению.
5.Данный вид деятельности позволяет ученикам формировать умение рассматривать проблему в
целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные
связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения
проблемы.
6.Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются
учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для
самореализации. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность
каждому участнику ощутить
собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
7.Изучая творчество С.Есенина в 11 классе,ставлю перед собой задачу привлечь к творчеству поэта
максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость
звучащего слова. Чтобы решить эту проблему, предлагаю учащимся принять участие
в работе над созданием мультимедийного проекта под названием «Мир С.Есенина.
Каков он?»
8.На первом этапе ставлю перед собой дидактические и методические задачи.
9.Далее в работе над проектом учащимся предлагается несколько проблемных ситуаций.
В соответствии с проблемными ситуациями предлагаются и
темы для самостоятельных исследований.
10.Участник проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор типографических знаков
на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не
только аналитически, но и сенсорно.
11.Так как
заключительный этап проекта основывается на теме «Путь лирического героя С.Есенина в цвете», то наиболее сложную часть работы выполняют
консультанты-литературоведы. Их задача определяется следующим образом: провести наблюдение над изменением цветовой гаммы
в
творчестве С.Есенина в зависимости от периода. Параллельно ведётся работа с чтецами и музыкальными редакторами.
12.Находя в стихотворениях ответы на собственные вопросы, ребёнок начинает заинтересованно и
эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение стихотворения
с эмпатией и рефлексией. Таким образом, желание продолжить работу над проектом
получает чёткую психологическую
мотивацию.
13.Презентации проектов могут быть приурочены как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и
являться иллюстративным материалом обычного урока. Подобная проектная работа
может заменять традиционное написание рефератов.
14.Непосредственно для уроков литературы были созданы мультимедийные
проекты: «Н.В.Гоголь и драматургия», «Ревизор» - это пьеса?», «Где цветут моих
предков поля» (исследование родословной А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова), «Отечество
нам Царское Село» (образ Царского Села в русской поэзии).
15.Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме
будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования,
спланирована деятельность ученика.