Использование приёмов рефлексивной деятельности на уроке развития речи.Статья Нелидиной Ирины Николаевны, учителя МОУ СОШ с. Старый Хопер.
Урокам развития речи в современном
процессе образования отводится достаточно времени.Общеизвестно, что задача формирования
коммуникативных умений школьников напрямую связана с их успешной учёбой,
умением аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, дискутировать, доказывая
свою точку зрения по тому или иному вопросу не только русского языка и
литературы, но и по любому другому предмету школьного курса.
Одним из уроков развития речи в 7 классе является
урок описания действий, преследующий следующие цели: познакомить учащихся более подробно с ролью
текстов – описаний действия, в которых
уместно использование глаголов и наречий; продолжить формированиеи развитие коммуникативных умений инавыков учащихся, их умение быть внимательными;
воспринимать поэтический текст и давать
ему эмоциональную оценку.
Урок строится на основе стихотворения
А.С.Пушкина «Зимнее утро», отпечатанного для каждого ученика.Таблица для заполнения на уроке – важный
элемент, позволяющий контролировать рефлексию на уроке.Музыкальный цикл П.И.Чайковского«Времена года» станет важной составляющей одного из этапов урока.
Урок начинается с вступительного слова
учителя.
-
Сегодня мы будем говорить об описании
действий. Казалось бы, что в этом сложного!? (учитель зачитывает текст
упражнения 237 по учебнику русского языка для 7 класса, автор М.Т.Баранов и др.).
- Но на
нашем уроке мы попытаемся найти описание
действий и в поэтическом тексте А.С.Пушкина «Зимнее утро», и изображение
действий на картинах известных русских
художников, и в музыкальном произведении П.И.Чайковского «Времена года» с тем,
чтобы дома вы создали свой шедевр – мини-сочинение, в котором тожеопишетедействие.
В начале урока для выявления уровня знанияпройденного ранее используется рефлексия
содержания учебного материала. Учащиеся отвечают на вопросы:
а) Какие типы речи вы знаете?
б) Как строится текст – описание?
в) Какие виды текстов – описаний вам
известны? (описание предметов, интерьера, животных, внешности человека).
г) Слова какой части речи, по вашему
мнению, преобладают в описании действий?
Почему?
д) Нужны ли нам для составления такого
текста наречия? С какой целью мы будем
их использовать?
После беседы записывается тема урока и
составляющие признаки сочинения – описания действия:
а) Последовательность в описании;
б) Точность в описании;
в) Использование глаголов и наречий.
-Как
вы думаете, описание действий характерно только для прозаической речи?
На
следующем этапе урока работаем с текстом пушкинского произведения. Рефлексия
деятельности дает возможность осмысления текста стихотворения «Зимнее утро». Работа в группах способствует активной работе каждого ученика.
Учитель читает
стихотворение «Зимнее утро», а затем ученики отвечают на вопросы:
- Знакомо
вам это произведение?
- О чем оно?
-Какие
изобразительно-выразительные средства вы в нем можете отметить?
Каждая группа получает
своё задание: найти и отметить в тексте: существительные (их 39) – 1 группа,
прилагательные (18) – 2 группа, глаголы (20) – 3 группа, наречия (5) – 4 группа.
Эта работа возможна на фоне музыки из цикла «Времена года».
-
Какие результаты у вас получились? Как вы думаете, почему велико количество
глаголов?
- Какие признаки сочинения – описания есть
в данном стихотворении?
Учитель может обратить внимание детей на то, что в стихотворении А.С.
Пушкиназима не усыпляет, а зовёт к
действию.
Закончен этап работы споэтическимтекстом, и внимание учащихся переключается на репродукции картин
известных русских художников, изобразивших зиму (К.А. Коровина, К.Ф. Юона, И.И.
Шишкина, Г.И. Нисского, И.Э.Грабаря и других). Выполняется функция рефлексии настроения и эмоционального
состояния обучающихся, которая помогает переключиться на несколько иной вид
деятельности, развивающий наблюдательность, умение правильно оформить свою
мысль, опираясь навидение
художественного произведения.
-Можно ли какие – либо из этих
картин соотнести со стихотворением «Зимнее утро»? Почему?
-Согласны ли вы с тем, что на всех
полотнах художников «застывшее»
действие? А что вы можете сказать о действиив стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»? (действиев квадрате?).
Учитель предлагает ученикам сделать записи в
таблицу, заполняемую имина уроке, и
дети продолжают записывать свои мысли, ощущения в таблицу «приращения» знаний.
Очень выигрышным является приём сопоставления репродукций картин известных
художников с рисунками бывших учеников школы, которые выполнили свои
иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро».
Учитель
предлагает найти в тексте стихотворения строчки, которые можно было бы
подписать под данными рисунками. Учащиеся называют свои варианты.
- А что вы изобразили бы на иллюстрации к
этому произведению А.С.Пушкина?
Интересным этапом урока является задание,
предлагаемое далее учителем: попробуйте
передать прозой стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Не удалось? Почему? (Стихотворение
ярче, точнее, состязаться с Пушкиным – бесполезно!).
- Действие
можно передать и в музыкальном произведении с помощью нот. Вам приходилось
слышатьчто-то подобное? Я предлагаю вам
вслушаться в пьесу «У камелька» из цикла П.И.Чайковского «Времена года» и потом
рассказать, какие действия вы представили во время двух с половиной минут её
звучания.
Проверяются
записи в таблице, заполняемой учащимися
во время урока(заслушивается выступление
2-3 человек). Подводятся итоги урока, выставляются оценки. Обсуждая в конце
урока результаты своих наблюдений, учащиеся оценивают и свою активность.
В качестве домашнего
задания учащимся предлагаетсяописать действия в сочинении. Возможные темы:
«Утро», «Начало дня», «Яначинаю день».
На данном уроке, в соответствии с концепцией
развивающего обучения, школьники учатся работать в разных режимах
(индивидуальном, групповом, коллективном). Совместная деятельность учащихся и
учителя позволяет совершенствовать коммуникативные навыки детей, развивать
личность каждого ученика, формировать его ассоциативное мышление.
Литература
Пугачев Е.П. Технологии
рефлексии в педагогическом процессе http: //www.openclass.ru
Исакова О.В. Рефлексияв воспитательно-образовательном процессе http: //www.openclass.ru