Использование проблемно-диалогической технологии при подготовке к единому государственному экзамену.Статья Михейкиной М.А., СкрынниковойГ
Чтобы соответствовать
высоким стандартам и требованиям современной эпохи, ученику необходимы прочные
знания, которые позволят ему также успешно сдать единый государственный экзамен
(ЕГЭ). Каждый педагог для достижения этой цели использует в работе различные
методы, приёмы.
При подготовке к ЕГЭ по русскому языкуприменяются все возможные технологии, в том
числе и проблемно – диалогическая.
Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) обеспечивает усвоение знаний
посредством диалога с учителем.
Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми».
Цель: получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих
способностей учащихся.
Почему же ПДО наиболее
приемлемо при подготовке учащихся к ЕГЭ?
1.Проблемный диалог
реализуется на любой ступени обучения.
2. Проблемный диалог дает
учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.
3. Проблемный диалог
является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.
4.Обеспечиваетболее качественное усвоение знаний, приучает
учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
5.В работу включается
практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством
учеников.
Как открыть знания с
учениками? Существует 4 этапа: постановка проблемы, поиск решения, выражение
решения, реализация продукта.
I этап. Постановка учебной проблемы.
Учебную проблему можно
поставить тремя способами:
1)побуждающий от проблемной ситуации
диалог;
2) подводящий к теме диалог;
3) сообщение темы с мотивирующим
приёмом.
Каждый из этих способов
имеет свою особенность. При выходеиз проблемной
ситуации учащиеся осознают противоречие и формулируют проблему, в результате
развиваются творческие способности. Подводящий диалог активизирует логическое
мышление учащихся. Все способы постановки проблемы обеспечивают рост учебной
мотивации.
Приведём примеры
возможных подходов к постановке учебной проблемы.
1.Побуждающий диалог.
Этот метод требует от
учителя последовательного осуществления следующих действий:
-создание проблемной
ситуации;
-побуждение к осознанию
противоречия проблемной ситуации;
Тема урока «Правописание - Н - и - НН - в причастиях и
отглагольных прилагательных».
выкраше..ый – выкраше..а
краше..ый мною –
краше..ый пол
- У вас запись этих
слов вызвала затруднения? Почему?
- Почему слова записаны
парами?
- Какова тема урока?
2.Подводящий диалог.
Этот способ постановки
учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой
цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к пониманию темы урока.
Тема урока « Дефисное написание наречий».
Даны слова:
еле-елепо-волчьиво-первыхгде-то, когда-либо
мало-помалупо-хорошемув-третьихкак-нибудь
чуть-чутьпо-немецкив-пятыхкое-где, кое-как
-Что объединяет слова?
-Почему они записаны
группами?
-От чего зависит
правописание наречий через дефис?
3.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Учитель сообщает тему
урока, стремясь вызвать к ней интерес учащихся. Для этого можно использовать
приём «яркое пятно», который состоит
в сообщении учащимся интересного материала, связанного с темой урока (сказки,
легенды, шутка, загадка, занимательные задания).
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в
путь.
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку! (Запятая)
Ряд существительных в
русском языке имеет отглагольное происхождение (например, жир от жить, пир от пить). От какого глагола могло образоваться
слово врач?
Ещё один приём – «актуальность» - связан с пониманием
практической значимости знаний, возможность использовать их в жизни.
Тема урока «Пунктуация».
- Что изучает
пунктуация?
- Зачем нужна
пунктуация?
- Почему недостаточно
букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему?
Делегация выезжает утром встречайте.
Я не видел брата товарища и его сестру.
II этап. Поиск решения.
Как искать решение
проблемы:
1)классический (через
выдвижение гипотез и их последующую проверку);
2) сокращённый (через
подводящий диалог).
III этап. Выражение решения.
Знания необходимо
воспроизводить (проговаривать, повторять). Различают воспроизведение знаний
репродуктивное (выучи – перескажи) и продуктивное (составление опорных
сигналов).
IV этап. Реализация продукта.
Цель: показать своё
творение учителю и одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.
В заключение отметим, что
ПДО позволяет решать одновременно несколько задач. Оно развивает
коммуникативные умения и навыки, дает возможность менять формы деятельности, является
средством получения прочных знаний, которые позволят учащимся успешно сдать
ЕГЭ.
Литература
Беспалько В.П.Слагаемые
педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.
Кларин М.В.Инновации в
мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игры и дискуссии. – Рига:
Пед. Центр «Эксперимент», 1995.
Машарова
Т.В.Педагогические теории, системы и технологии: Учебное пособие. – Киров:
ВГПУ, 1997.
Мельникова Елена Леонидовна, автор технологии проблемного диалога, Лауреат Премии правительства в области образования.
Уважаемые авторы статьи! Я очень рада, что МОЯ технология проблемного диалога применяется и полезна людям. Но неприятно удивлена тем обстоятельством, что вы не сочли нужным сослаться на МОЮ фамилию. Какое отношение имеют Беспалько, Кларин и Машарова (фигурирующие в списке литературы) к МОЕЙ технологии? Мельникова Елена Леонидовна, автор технологии проблемного диалога, Лауреат Премии правительства в области образования.