ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ. Статья Дудиной Елены Анатольевны, учителя МОУ СОШ №15
ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ
Н.В.Гоголь говорил, что«постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и
наслаждение».
Мы, учителя русского языка, все больше и чаще
сталкиваемся с первым - «постижение законов русского языка есть тяжкая
обязанность» для наших учеников.
Часто задают вопросы типа:
- Зачем нужно уметь делать речеведческий
анализ текста?
- Зачем уметь писать план, реферат? Ведь
есть же «всемирная паутина», нажми кнопку, и весь мир перед тобой,
перепечатывай и сдавай.
Трудно доказать и объяснить ученикам, что русский язык
– это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа, душа
народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из
нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
Но нам с вами не нужно ничего объяснять и доказывать.
Мы должны научить школьников культуре как устной, так и письменной речи, умению
работать с разными текстами, умению составлять вторичные тексты.
По окончании 10 класса учащиеся должны среди многого
другого
владеть
читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с
литературой разных жанров и стилей;
уметь передавать
содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением
последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл
произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и
письменной формах;
пользоваться
языковыми средствами точной передачи мысли при построении высказывания;
составлять
реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме
реферата, защищать развиваемые в нем положения.
Отталкиваясь от этих требований к знаниям, умениям и
навыкам, мы строим свою работу по обучению составлению выписок из текстов,
рефератов.
Многие ученики не видят разницы между планом и
тезисами. Учителю нужно объяснить принципиальную разницу между ними.
Тезисы –кратко
сформулированные основы положения текста. Они сжато и последовательно
раскрывают тему и основную мысль текста. Каждый тезис в отличии от плана не
просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко
излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Пока ученики не поняли разницы, следует вместе с ними
составить план исходного текста и тезисы по нему. Предположим, что перед
учеником воспоминания А.А.Кони о Л.Н.Толстом.
Задание:
Составить
сложный план и тезисы.
Прошу
разделить тетрадь на две части: в одной, значительно меньшей, запишем пункты
плана, в другой тезисы.
1. Роскошная речь Л.Н.Толстого
2. «Игровая» речь Писемского.
3. «Живописная» речь Гончарова.
Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры
той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что
говорил Толстой.
Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, -
текстом и голосом.
И опять иное впечатление производила речь Гончарова,
напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными
красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и
мелкие подробности частностей.
Каждый из нас практикует, конечно же, такой вид
упражнений, поэтому не буду утомлять вас подробностями. Хочу, кстати, заметить,
что данный текст – воспоминания Кони – очень яркий, красочный, имеет еще и
воспитательный аспект. Я всегда спрашиваю своих учеников, могли бы они описать
речь своих друзей, знакомых, родственников. В лучшем случае они могут дать 2 –
3 эпитета. Тогда вместе мы делаем вывод, что неяркая речь – неинтересна,
малоубедительна.
Еще один вид вторичного текста, который создается на
основе исходного – конспект. Часто ученики считают, что уж конспектировать-то
они умеют. И при этом глубоко заблуждаются, считая, что «выдергивание»
некоторых основных положений текста и есть конспект.
При работе над составлением конспекта у меня всегда
под рукой ОК (для всех учеников).
1.Составь
подробный развернутый план.
2.Проанализируй
план, сократи в нем те части, без которых не исчезнет главное.
3.Запиши
сокращенный план, некоторые его части объедини.
4.Определи в
каждой части главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть
сокращено).
5.По
возможности замени предложения со сложными синтаксическими конструкциями
простыми, короткими, сжатыми.
При наличии времени (ведь главная наша задача –
научить грамотно писать, на нее-то не хватает времени на уроке) учимся писать
тематические конспекты – т.е. по нескольким источникам, посвященным одной теме.
Очень удобно практиковать такие задания на уроках литературы, в качестве
индивидуальных заданий, что я чаще всего и делаю. Например, составить
тематический конспект о творчестве Льва Толстого, используя опять таки
воспоминания Кони, а также статью В.Лакшина, текст учебника литературы. Очень
интересно бывает, когда есть статьи, написанные в критическом ключе, как
например, «Философия застоя» Шелгунова Н.В., где выражено резко отрицательное
отношение к взглядам Толстого и его творчеству, или статьи Д.И.Писарева о
Татьяне Лариной Пушкина. Ученику приходится разобраться, прав ли автор в оценке
взглядов и творчества писателя.
На уроках иногда (не хватает времени) учимся
конспектировать речь, воспринимаемую на слух, - лекцию, доклад, устное
сообщение, что тоже очень важно для развития ученика.
Самая трудоемкая работа, кстати, и самая вызываемая на
себя многие вопросы – зачем это надо? – это работа по обучению правильному
составлению реферата. Главное мое правило не принимать «интернетовских»
вариантов реферата, их, согласитесь, сразу же распознаешь.
С пятого раза ученики понимают, что «паутинный»
вариант не пройдет и начинают учиться сами. А это очень сложно, ведь реферат –
это самостоятельная научно-исследовательская работа, где мало раскрыть суть
исследуемой проблемы, но и привести разные точки зрения, а также собственные
взгляды на нее. По хорошему, прежде чем выбрать тему, ученик должен выяснить
свой интерес к той или иной проблеме, более глубоко ее изучить.
Но это в идеале. А в школьной практике важно научить
примерной структуре реферата:
1.Титульный
лист.
2.Оглавление
(последовательно излагаются названия пунктов, указываются страницы, с которых
начинается каждый пункт).
3.Введение
(формулируется суть проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее
значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается
характеристика используемой литературы).
4.Основная
часть (доказательно раскрывает отдельную проблему или одну из ее сторон,
логически каждая часть является продолжением предыдущей).
5.Заключение
(подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются
рекомендации).
6.Список
литературы.
Ученики часто задают вопрос: «Каков объем?» Отвечаю,
что объем реферата может колебаться в пределах 5 – 15 печатных страниц, в них
не входят приложения.
Очень важное требование в том, что реферат должен быть
выполнен грамотно (часто ученики спрашивают: «А ошибки будут проверять?») с
соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на
используемую литературу.
Часто возникают споры по оформлению титульного листа,
поэтому для каждого ученика у меня есть такой образец.
Особый, очень важный и сложный вопрос, это вопрос
правильного оформления библиографии. У меня есть конкретные разработки, но за
неимением времени, я подробно на них не буду останавливаться.
Закончить хочу размышлением.
Язык… Речь… Культура речи… Слово… Главные,
отличительные черты каждого народа проявляются в Слове, и очень хочется, чтобы
речь, Слова наших учеников доказывали, что мы великая, культурная нация, а не
сборище «братков». Очень часто на уроках по стилистике или культуре речи я
зачитываю своим ученикам слова Н.В.Гоголя: «Как несметное множество церквей,
монастырей, с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой
Руси, так несметное количество племен, поколений, народов толпится, пестреет и
мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный
творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога,
своеобразно отличился каждый своим собственным словом… Сердцеведением и мудрым
познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится
недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное,
умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое бы было так замашисто, бойко,
так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как
метко сказанное русское слово».