Опыт изучения вопросов риторики, стилистики и культуры речи по учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта.Автор - Невзорова О.В
В последние годы много
говорится о необходимости модернизации языкового образования. Выдвигается идея
функциональной направленности в обучении русскому языку. Именно это нашло
отражение в целях изучения русского языка на профильном уровне и требованиях
стандартов среднего(полного) общего образования к уровню подготовки выпускников.
Естественно, должны были измениться программы, учебники, методические пособия.
Из курса грамматико-орфографической направленности «Русский язык» с начала 90-х
годов превратился в курс с ярко выраженной речевой направленностью.
Я
думаю, что такая направленность отличает учебник под редакцией М.М. Разумовской и П.А.
Леканта, и хочу поделиться некоторым
опытом изучения вопросов риторики, стилистики и культуры речи по данному
учебнику.
Речевая
направленность обозначена в самой структуре учебника каждого года обучения,
состоящего из 2-х частей: 1 часть – 5 класс- «Повторение изученного в начальных
классах. Систематический курс русского языка». 6,7,8 классы-« Язык.
Правописание. Культура речи». 9 класс –«Синтаксис и пунктуация».
2 часть- Речь. Она включает разделы «Стили
речи», «Текст», «Типы речи»
Каково же содержание учебника,
обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции учащихся?
С5
класса вводится понятие и определение речевой ситуации, требующей выбора
определённого стиля речи для создания высказывания.
В учебнике даются задания по определению задач
речи и стилей разных текстов, по редактированию текста с целью сделать его
выразительнее, например, упр. 721,722-5класс; упр.570- 6 класс; 427, 429- 7
класс; упр. 298,299- 9 класс
На мой взгляд, авторы
углубленно знакомят школьников с понятием «типы речи», выделяя 4 типа речи:
описание, повествование, рассуждение и особый тип речи - оценка
действительности. Развивается понятие типа речи рассуждение:
рассуждение-доказательство,рассуждение-
объяснение, рассуждение- размышление.
Упражнения содержат
разные виды заданий, предполагающих использование теоретических сведений: исследуется
текст, определяется тип речи, способы связи предложений в тексте, редактируется
и восстанавливается текст. Школьники (6 класс) пишут (что, кстати, им очень
нравится) объявления по образцам, составляют деловое описание игры, изложения
научного текста (а это уже совсем непросто).
Семиклассники знакомятся
с публицистическим стилем речи, его задачами и характерными языковыми
средствами и приёмами построения текста. Ученики выполняют стилистический
анализ текста (упр.445), учатся новому жанру - заметка в газету. Так, на одном
из уроков ребята знакомились с образцами такого жанра. Затем они разделились на
4 группы и получили задание выпустить газеты на темы «Человек и природа», «Я и
мой город»,« Я и спорт». Потом
работы были оценены, ребята высказали своё мнение о том, что получилось, а над
чем можно поработать. Затем работы были представлены в гимназический
пресс-центр.
В 9 классе продолжается
работа по углублению знаний о стилях и жанрах речи. Ученики знакомятся с эссе,
рецензией, путевыми заметками, деловыми документами, сами составляют тексты
данных жанров. Разнообразные тексты упражнений и задания к ним дают возможность
ученикам получать практические умения, связанные с созданием собственного
речевого высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и
убедительно выразить свою позицию, точно и уместно используя языковые средства.
Тексты, используемые
авторами учебника, представляют собой дидактическую ценность не только в
художественном отношении (хотя это, в первую очередь, способствует формированию
у детей хорошего языка и языкового чутья), но и ввоспитанииличностных качеств, нравственности школьников. Достаточно назвать такие
имена, как Пушкин, Тютчев, Фет, Аксаков, Паустовский, Бунин.
Во всех учебниках с5 по
9-й класс имеются цветные вклейки репродукций картин, фотографии (5,6
классы-16, 7 класс-18, 9 класс-16), которые, естественно, используются на
уроках речеведения. Изучаем в разделе «Речь» в 6 классе тему «Соединение в
тексте разных типовых фрагментов», и авторы предлагают в упр. 726 обратиться к
репродукциям картин К.С. Петрова- Водкина «Утренний натюрморт» и А.С. Головина
«Цветы в вазе». Данный материал предложен и для работы на уроках, посвящённых
языку. Изучается тема «Полные и краткие причастия» (упр. 354). Дети объясняют,
как понимают название картины, затем составляют и записывают несколько
предложений, описывая картину и используя данные причастия.
Обе части представляют собой
единое целое, и в 1 часть недаром входит раздел «Культура речи», потому что, по
мнению автора учебника М.М. Разумовской, овладение правописанием зависит от
общеречевого развития учащихся. Грамматические задачи в учебнике сочетаются с
элементами речевой деятельности.
После изучения каждой
части следует параграф об употребленииеё в речи, а далее о произношении слов данной части речи (а авторы
призывают не жалеть времени на устную работу, на речевую практику).
Задания побуждают детей
задуматься о том,где и как учиться
орфоэпическим нормам. Пример: 6 класс. Тема «Произношение имён
существительных», упр. 227. Задаю вопрос : «Что нужно делать, чтобы успешно
овладеть орфоэпическими нормами, то есть говорить правильно? Кто и что
поможет?». Дети задумываются и отвечают: « Родители- не всегда. Телевидение,
радио- не всегда. Ответят на этот вопрос, конечно, учителя, книги, словари» К
каким словарям нужно обратиться? Авторы учебника дают представление о разных
видах словарей: орфоэпическом, толковом, этимологическом, синонимов,
словообразовательном(маленькие словарики даются в приложении). Будем надеяться
, что такая справочная литература в виде больших настоящих словарей,
поступающая сейчас в школы, будет везде в достаточном количестве.
Особенностью работы по
данной программе являются и контрольные работы, в том числе и по стилистике,
орфоэпии. Так, в 5 классе на контрольной работе дети определяют речевую
ситуацию и принадлежность текста к определённому стилю речи. Проверяется умение
учащихся работать со словарём. Например, 6 класс – после изучения тем
«Глаголы», «Причастия», «Деепричастия» дети подбирают из орфоэпического
словарика глаголы в форме прошедшего времени, женского рода, рифмующиеся с
глаголом «начала», и обозначают место ударения; образуют деепричастие по
образцу, правильно обозначая ударение.
Я думаю, что даже краткое
изложение работы с учебником, отдельные наблюдения, замечания позволяют сделать
вывод, что в учебнике органично соединены речеведческие разделы стилистики,
культуры речи с теми разделами, что развивают языковые способности ребёнка. Это
позволяет успешно формировать ключевые компетенции ученика.
Подводя итог, можно сказать, что работать по
учебнику, изучая вопросы риторики, стилистики и культуры речи, интересно как
учителю, так и ученикам. В прошлом учебном году я выпустила 9 класс, с которым
работала по данному учебнику с 5 по 9 классы. Каковы же итоги этой работы? Несомненно,
что пристальное внимание к этим вопросам во все годы изучения облегчило
выполнение учащимися заданий ГИА, связанных с анализом текста и написанием
сочинения. 13 из 19 учеников класса выбрали для себя филологический профиль и
обучаются в 10 классе нашей гимназии.Я думаю, что такой учебник нужно использовать
в работе с сильнымклассом, где
обучаются дети, стремящиеся в дальнейшем получить гуманитарное образование.