Понедельник, 06.05.2024, 09:36Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ОПЫТ МЕДЛЕННОГО ПРОЧТЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ АНАЛИЗУ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА . Статья Кузнецовой Ольги Алексеевны.

В современной методике существует множество путей обучения анализу художественного текста: рассмотрение текста с точки  зрения его жанрового своеобразия, композиционной структуры, интертекстуальный подход, имманентный анализ по методике М.Л.Гаспарова и т.д.

На наш взгляд, наиболее продуктивным является путь «медленного чтения», предполагающий тщательную работу с каждым словом текста. Несомненно, подобные уроки не могут не носить интегрированного характера, поскольку на  них используются элементы и литературоведческого, и лингвистического анализа.

При целостном  (комплексном) анализе художественного текста становится возможным постижение содержательности языковой формы художественного произведения, которая связана и непосредственно взаимодействует с сюжетом, жанровой спецификой, системой персонажей, поэтическими приемами и средствами изображения действительности и человека.

Л.В.Щерба справедливо утверждал, что литературоведы должны уметь приводить к сознанию все лингвистические средства, «так как не могут же они довольствоваться интуицией и рассуждать об идеях, которые они, может быть, неправильно вычитали из текста».

Комплексный анализ текста полезно осуществлять как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

На наш взгляд, поэтический текст – самый благотворный материал при обучении учащихся анализу художественного текста, так как это всегда нетронутый пласт (даже если о нем много написано), где самому нужно все отыскивать.

Примером подобного «медленного чтения» текста с применением комплексного анализа может послужить изучение стихотворение И.А.Бунина «Летняя ночь».

Этот текст продолжает и расширяет тему детства в лирике Бунина, представленную в школьном изучении стихотворениями  «Детство», «Помню долгий зимний вечер» и отрывками из автобиографической прозы «Жизнь Арсеньева» (Программа по литературе под ред. А.Г.Кутузова 6 класс; программа по литературе Р.Н.Бунеева 7 класс). В 6-7 классах биография Бунина подробно не изучается, тем интереснее будет сделать вывод о поэтическом мире автора, прибегая лишь к его текстам.

Определяем с учащимися, что такое «поэтический мир». Приходим к выводу, что характер человека, его личность отражаются в каждом его стихотворении, а все стихотворения вместе, как кусочки мозаики, составляют картину поэтического мира.

Для составления представления о поэтическом мире Бунина используем отрывок из автобиографической прозы «Жизнь Арсеньева» и стихотворение «Летняя ночь».

После чтения отрывка прозаического текста задаем вопрос, что видит и слышит ребенок в этот момент своей жизни?

 - Солнце  скрылось, притихший сад, пустой зал, пустая гостиная, одиноко краснеет последний луч, чернеет сад таинственной ночной чернотой, глядит на ребенка какая-то тихая звезда.

- Какие эпитеты обращают на себя внимание?

- Пустой, последний, одиноко, ночная, таинственная, безмолвная, печальная.

- На основе этого о каком мироощущении ребенка мы можем сделать вывод? Как он воспринимает окружающий мир?

Он чувствует себя очень одиноким. Мальчик очень наблюдательный, тонко чувствующий малейшие изменения, которые происходят рядом с ним.

( Сад ПРИТИХШИЙ,  БЕЗМОЛВНАЯ и ПЕЧАЛЬНАЯ ПРЕЛЕСТЬ последнего луча).

Закономерно возникает вопрос, не слишком ли взрослые, серьёзные рассуждения у ребенка?

Конечно, мы должны  понимать, что всё это пишет взрослый человек, человек, воспринимающий мир по-особому.

Из дневника И.А.Бунина: «Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно».

Писательница Ирина Одоевцева вспоминала, что в беседе с ней Бунин признавался: «У меня ведь душевное  зрение и слух так же обострены, как физические, и чувствую я в сто раз сильнее, чем обыкновенные люди, и горе, и счастье, и радость, и тоску. Просто иногда выть на луну от тоски готов. И прыгать от счастья. Да даже сейчас на восьмом десятке».

Вот он, один из кусочков мозаики, который помогает понять поэтический мир писателя и который подготавливает читателя к восприятию основного текста.

Анализ стихотворения начинаем с выявления первичного читательского восприятия. Спрашиваем учащихся о том, понравилось ли им это стихотворение и почему. Затем, чтобы проникнуть в суть этого стихотворения, предлагаем учащимся поработать над заполнением следующей таблицы.

 

ВИЖУ

СЛЫШУ

ЧУВСТВУЮ

 

 

 

 

- Что вы видите? При ответе на вопрос постарайтесь использовать существительные.

- Ребенок, мать, балкон, ступеньки, сад, ночь, небо, звезда. С помощью этого ряда существительных вырисовывается своеобразная дорога от балкона к звездному небу. Возникает образ видимого пространства, которое является незамкнутым, открытым миру, проникающим в космос (учащиеся ещё не знакомы с понятием «хронотоп»).

- Попробуем увидеть поэтические образы, скрывающиеся за некоторыми из этих существительных. Ребенок просит у матери звезду. Не просто просит, он «твердит», то есть постоянно повторяет, а это означает, что она ему очень нужна. Причем не любая, а именно «та», которую он выбрал. Зачем нужна?

- Играть. А после этого глагола многоточие. Почему?  Потому что ребенок засыпает или потому что это знак недосказанности?

- Не только для игры нужна звезда ребенку. Она ему нужна, как и любому человеку.

- На эту же звезду смотрит и мать. Она задумалась, поэтому не сразу отвечает на вопрос сына. Каковы её чувства?

- Она «вздыхает счастливым вздохом».

- Соседствуют слова «счастье» и «вздыхать». Она счастлива, но при этом грустит. Что это подтверждает?

- У неё грустные глаза.  

- Почему? Куда она смотрит с такой грустью, о чем думает?

- Мать понимает, что звезду достать нельзя. А ещё она, наверное, думает о судьбе своего ребенка. Таким образом, мы вплотную подошли к образу звезды.

Звезда – это судьба ребенка? Возможно! Но этот образ более глубокий. Чтобы его понять, обратим внимание на эпитеты, характеризующие звезду.

Одинокая, тихая, далекая. Это синонимы? Скорее всего, нет. Значит, за каждым эпитетом скрывается свой образ.

         Далекая звезда – далекая мечта, которую, может быть, невозможно осуществить. Звезда – тайна, которую хочется разгадать. Звезда – это путеводная, Вифлеемская звезда.

         Это понятно. Но почему звезда тихая и одинокая?  Возможно, это передает мировосприятие лирического героя. Он чувствует, что одиночество роднит его с этой звездой.

         Далее идет работа со вторым столбцом таблицы под заголовком «Слышу». Учащиеся пытаются услышать звуки стихотворения. Что это за звуки?

         - Сонный голос ребенка, лепет листьев сада, свист сурков.

         - Знание каких видов звукописи помогло вам УСЛЫШАТЬ это, а не просто вычитать в тексте? 

- Ассонанс и аллитерация.

         Следующий этап – работа  с третьим столбцом таблицы «Чувствую». Какие чувства вы испытываете, читая этот текст?

 Учащиеся высказывают свое мнение (нежность, счастье, легкая грусть и т.д.). Это и есть  лирический образ-переживание.

         Чтобы четче сформулировать авторскую позицию, обращаемся к синтаксической организации текста. Для чего нужен в тексте диалог матери и ребенка?

-  Он нужен для точного воспроизведения речи героев с сохранением всех особенностей. Предложения неполные, но это не нарушает смысловой законченности, более того передает естественность, живость и краткость разговорной речи.

- Обращает на себя внимание и то, что все реплики ребенка заканчиваются многоточием. Как это понять?  Ребенок не совсем понимает, что просит о чем-то недостижимом? Или постановка многоточия  часть авторской позиции, ведь многоточие – это знак недосказанности. Именно этим знаком препинания завершается и вторая строфа, и автор намекает нам на множество смыслов главного образа и приглашает читателя разгадать загадку звезды.

         - А свою разгадку поэт предлагает?

- Очевидно, да. Стихотворение заканчивается тремя строками, которые являются ответом на вопрос, о чем это стихотворение.

         Картина летней ночи, подслушанный разговор матери с ребенком дали повод поэту повод задуматься о душе ребенка, матери, о душе человеческой вообще.

         - Почему же душа людская прекрасна?

- Она подобна мерцанию звезд, потому что она многолика, в подобии небу её величие. Это величие передает и обилие эпитетов во всем стихотворении, а также риторические восклицания в последней строфе, которые как средства экспрессивного синтаксиса делают речь более эмоциональной, ярче  выражают основную мысль.

         Таким образом, поэт совершает сложный путь от созерцания звезды к разгадке тайны души человеческой.

         Несомненно, это одно из прочтений стихотворения, так как поэтический текст всегда многозначен, а произведения Бунина  наполнены  ещё и глубоким философским смыслом.  Но хочется надеяться, что подобная работа  поможет учащимся не только овладеть приемами анализа текста и сформировать свое представление о поэтической картине мира писателя, но и станет полезной в становлении их личности.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (11.11.2009)
Просмотров: 2754 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.9/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты