Овладение видами речевой деятельности по учебнику русского языка под редакцией С.И. Львовой. Статья Астаховой Светланы Камиловны.
Курс русского языка должен всестороннее
развивать личность учащихся. Для этого необходим учебник-помощник. Такой
учебник появился и, что называется, «пришелся ко двору» и учителям, и ученикам.
Учебник русского языка (авторы С.И. Львова
и В.В. Львов) отличается современным содержанием и помогает овладеть такими компетентностями,
которые необходимы каждому современному человеку.
Специфика программы по русскому языку
под редакцией С.И.Львовой заключается в том, что она на предлагаемом материале
позволяет учащимся овладеть всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи:
умением слушать, читать, говорить и писать.
По данной программе я работаю второй
год. Особенностью пособия, несомненно, являются яркая обложка и цветные иллюстрации. Но это
внешний эффект. Главное - ориентация учебника на речевое и интеллектуальное
развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Основной
единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является
объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке, который становится
уроком развития речи – устной и письменной. В центре внимания учащихся оказывается
текст.
Одной из особенностей этого учебника
является его четкая структура, которая позволяет планомерно освоить содержание
курса.
В учебник включен
раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой
компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при
изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста,
определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно
употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.
Кроме
традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение
основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды
работы: редактирование текста; работа с
разными видами словарей; текстоведческий
анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи
предложений).
Авторы
предлагают целый спектр разнообразных упражнений: «Проводим наблюдение»,
«Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Изложение-миниатюра»,
«Сочинение», «Изложение». Эти и другие виды упражнений дают учителю четкие
ориентиры в работе: учащиеся формируют умения слушать текст, читать текст и
создавать свои устные и письменные тексты – говорить и писать. Таким образом,
методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех
видов речевой деятельности.
Формированию
коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи». Отдельный
раздел –это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от
других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти
языковые средства функционируют в речевом поле. Каждая страница учебника обеспечивает
знакомство с окружающим миром, речевой деятельностью в самых разнообразных
проявлениях. Цветные репродукции, фотоколлажи, фотографии - всё это тщательно
продуманная методическая система, которая обеспечивает речевую направленность
курса. При таком подходе уроки русского языка становятся уроками, на которых учащиеся
учатся думать. У них формируется уважительное отношение к речи, они осознают её
как мысль, способ выражения своих суждений.
В учебнике в новом ракурсе представлены и
другие разделы, в том числе фонетика, орфоэпия, морфемика, лексикология,
синтаксис, морфология, пунктуация.С.И.
Львова выделяет в самостоятельный раздел, наряду с текстоведением и культурой
речи, и орфографию. Авторы многих учебников этого не делают. А ведь отсутствие
системности орфографических знаний рождает непонимание учащимися её места в
языке. Традиционнаяработа по фонетике и
орфоэпии спланирована так, что способствует развитию языковых и речевых навыков
учащихся с учетом возрастных особенностей. Например, в 5 классе учащиеся приобретают навыки выделения в слове звуков речи, их фонетической
характеристики, различения ударных и безударных звуков, использования элементов
транскрипции для обозначения звука и объяснения написания слова, правильного
произношения гласных, согласных звуков и их сочетаний в слове, работы с
орфоэпическим словарем. В 6 классе формируются навыки нахождения орфоэпических
ошибок в звучащей речи.
Много
внимания уделяется вопросам этимологии,лексикологии. Учебник предлагает материал, посвященный истории развития
родного языка,историко-культурным
традициям русского народа. Это актуально, поскольку в заданиях ЕГЭ обязательно
есть вопросы, касающиеся истории языка и семантики языковых единиц.
Культуроведческий
аспект - особенность УМК С. И. Львовой. Соединению задач развития речи и знакомства с
культурой народа отвечает использование произведений живописи на уроках
русского языка. Картины, воздействуя на органы чувств, дают возможность
воспринимать действительность более глубоко, способствуют развитию
эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формированию
мыслительных и речевых процессов. Работа по картине погружает учащихся в
изображаемый художником мир, позволяет реализовать положение о соотношении
языка и культуры. Авторы учебника отдают предпочтение реалистической живописи,
где художник изображает природу, городской, сельский пейзаж, портреты
современников, быт людей или исторические события. Благодаря иллюстрациям в
третьей части УМК, учащиеся знакомятся с картинами А.К. Денисова-Уральского,
А.И. Лактионова, А.И. Корзухина, В.А. Серова, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и
многих других; узнают, что полотна этих художников хранятся в самых разных
картинных галереях нашей страны.
Использование
произведений живописи на уроках русского языка способствует осуществлению
важной социально-языковой функции. Картины, выступая в качестве источника
отражения внешнего мира, способствуют сохранению в языковых единицах информации
об окружающей человека действительности. В процессе работы над картиной учащиеся
находят словесную оболочку найденным и проанализированным фактам культуры.
Таким образом, картина становится источником обогащения словарного запаса
учащихся прежде всего лексикой, обслуживающей социально-культурную сферу.
Работа по картине становится хорошей опорой для построения речевого
произведения в устной и письменной форме и позволяет соотнести коммуникативные умения с
видами речевой деятельности.
Обучение видам
речевой деятельности с использованием живописи осуществляется успешнее при
помощи лингвистических упражнений, которые обеспечивают активное овладение
речью и включают в основном творческие задания, предполагающие неодинаковый
характер ответов учащихся и создающие условия для формирования свободной,
правильной и хорошей речи.
-.Вопросы для первичного
восприятия картины: Что вы видите на картине? Что изображено в центре картины? Что
вы видите на заднем плане? И т.д.
- Задания для формирования
монологической речи: Рассмотрите
внимательно картину, обратите внимание на… Составьте предложения на тему этой
картины и т.д.
- Вопросно-ответные упражнения на говорение творческого
характера: Почему художник изобразил именно эти предметы, пейзаж, фигуру, время
года? Почему художник использовал контрастные цвета в изображении? и т.д.
4. Упражненияна развитие воображения: Составьте
воображаемый диалог между персонажами картины. Вообразите дальнейшее развитие
событий, изображенных художником.
5. Беседа по картине, в ходе
которой отрабатывается словарно-стилистический аспект высказываний.
Речевая
подготовка позволяет организовать разнообразные формы работы на говорение: подготовленное
заранее самостоятельное сообщение учащегося о творчестве художника с описанием
картины; неподготовленное заранее высказывание; тематическая беседа; диспут на
заранее заданную тему; дискуссия; ситуативный диалог; ролевая игра; интервью. Учащиеся с удовольствием выполняют такие
задания и проявляют творческий подход к их текстовому оформлению.
Богатый иллюстрационный материал учебника,
яркий шрифт, символические значки, разные цвета в оформлении текста
способствуют формированию интереса у учащихся к чтению заданий. Теоретический
материал, излагаемый в учебнике, подается с помощью интересных таблиц,
дифференцируется по степени сложности Особенностью учебника является
также то, что перед знакомством с теоретическим материалом предлагаются вопросы,
которые способствуют развитию критического, логического, ассоциативного мышления.
В УМК «Русский
язык» под редакцией С.И. Львовой реализуется идея дифференцированного подхода к
обучению: наличие разноуровневого дополнительного материала, выделенные красным цветом более трудные
упражнения. Это дает возможность на
уроке найти задания как для слабых, так и для сильных учащихся.
Каждый урок по
программе основан на принципе текстоцентризма. От урока к уроку учащиеся все
больше приобщаются к работе с текстом: учатся определять его признаки, находить
ключевые слова, составлять собственное высказывание по теме. Таким образом, содержание
каждого урока направлено на реализацию языковой, речевой, правописной
компетенций. На каждом уроке уделяется внимание работе с речевыми и
грамматическими ошибками, редактированию текста.
Особенностью
учебника является подбор для всех его разделов текстов нравственно-этического
содержания, имеющих важное воспитательное значение. Тексты современны,
познавательны, интересны для учащихся. Поэтому они с удовольствием анализируют предлагаемые
текстовые материалы, выполняя не всегда простые задания, требующие не
репродуктивного воспроизведения знаний, а творческого подхода.
Обобщая
сказанное, можно сделать некоторые выводы. Программа по русскому языку под
редакцией С. И. Львовой основана на главных
принципах:
–принцип приоритета всех видов
речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, писания.
–принцип проблемности,
исследования и творческого подхода.
–принцип интеграции русского
языка и литературы за счет формирования литературоведческой компетентности.
Особенность
УМК - в коммуникативной направленности, текстоориентированном обучении, в интенсивности
и последовательности использования современной семантики языка, что помогает учащимся в работе над анализом и
созданием текстов.
Сдаю 6-ти комн квартирку в жк http://odessarealt.com/tags/%C0%F0%EA%E0%E4%E8%FF/ - аркадия Одесса. неподалёку: клуб Ибица, пляж из булыжников, детская площадка и магазины. Жилье со свежим дорогим ремонтом, Белой кожаной мебелью и брендовой быт техникой (Одесса).
Светлана Камиловна! Прочитал Вашу статью о нашем учебнике. Вы правильно поняли суть этого УМК. Спасибо Вам за профессиональный анализ. Если есть к нам вопросы, смело задавайте. Приглашайте в гости к учителям-словесникам Балашова. Доброго Вам пути в наше крайне сложное время! В.В.Львов