Понедельник, 06.05.2024, 02:48Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

«Проблема преемственности в преподавании русского языка между начальным и средним звеном». Статья Дмитриевой М. В.

Изучение  русского  языка  и  владение  русским  языком - один  из  наиболее  эффективных  путей  культурного  воспитания  человека.

Нет  никакого  сомнения  в  том,  что   русский  язык  и  литература  -  предметы,  познавательная  ценность  которых  велика. На   этих  уроках  прививается  чувство  любви  к  Родине,  национальной  культуре.  Ребенок  начинает  понимать, что  язык  народа -   «цвет  его  духовной  жизни»,  величайшая  сокровищница  нации.  По  словам  К.  Ушинского, «дитя  входит  в  духовную  жизнь  окружающих  его  людей  единственно  через  посредство  отечественного  языка».

Задача  учителя – филолога -  воспитать  духовно  богатую  и  высоконравственную  личность, развивать  речевые, интеллектуальные,  творческие  способности  учащихся,  развивать  связную  устную  и  письменную  речь.

Но  всегда  ли  это  удается  учителю? Какие  проблемы  возникают  в  преподавании  русского  языка?

   Одна  из  важнейших  проблем,  на  мой  взгляд,  проблема  преемственности  между  начальным  и  средним  звеном.  Важность  этой  проблемы  определяется  тем, что  коренным  образом  изменяются  условия  учения,  которые  предъявляют  более  высокие  требования  к  интеллектуальному  и  личностному  развитию  ребенка, а  также  к  степени  сформированности  учебных  знаний, умений  и  навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.   Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с  другом.

      Очень  важно,  чтобы  учитель,  который  продолжит  образование  пятиклассников,  раньше  начал  контактировать  с  классом, вел  его  изучение  с  помощью  работающего  в  классе  учителя  начальной  школы.

Предметник  должен  побывать  на  уроках учителя  начальной  школы,    познакомиться  с  его системой  работы, перенять  какие-то  методы,  подвижные  способы  обучения, физминутки.  Тогда, придя  в  5  класс,  дети  увидят  знакомое  лицо.    Исчезнет  страх  перед  новым  строгим  учителем.

  В  начале  1  четверти  учителя  начальных  классов  рекомендуют  немного  завысить  оценку  учащимся,  чтобы  стимулировать  творческую  активность  ребенка,  чтобы «3»  не  убивали  интереса  к  учению,  чаще  похвалой  поощрять    ученика, то  есть  создавать  ситуацию  успеха.

 Преемственность между различными звеньями школы,  между классной и внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка.  Оно находится в соответствии с общедидактическим требованием об обеспечении в процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от легкого к трудному, о необходимости учитывать логику предмета.

   Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV) и V-VI классами должно выражаться:

   а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимся;

   б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV) классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

   Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы, - залог эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков. Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителя  к вышеперечисленным требованиям, так и неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям, сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым затруднениям.

    Важное значение   имеет и вторая сторона проблема преемственности – перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения.

   Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет отбор содержание и методов обучения.

   В  чем  же  сущность принципа преемственности и перспективности в обучении русскому языку?

   Во-первых,  соблюдение  преемственности и перспективности требует единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении родному языку.

   Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на единых позициях в понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались их в своей работе.                                                                            Во-вторых, это ясное понимание того, что появляется нового в языковом развитии учащихся на каждом этапе обучения.  Речь идет о том, чтобы учителя начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили в языковом развития школьников за прошедшие годы.

   В-третьих, требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся

 

       Как  же  решается  проблема  преемственности?

В конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов должны  провести  открытые уроки для учителей русского  языка и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения каждого ученика. Словесники  готовят контрольные диктанты, а  для знакомства с учащимися, их индивидуальными особенностями   они  должны   не  только  посещать уроки, но  и   сами  проводить уроки в своих будущих классах.

 Рекомендуем проводить  совместные  заседания   ШМО  учителей  русского  языка  и  учителей  начальных  классов,  на  которых  обсудить  вопросы:                                                                                    -  Как  учить,  чтобы  не  переучивать?  (Единый  орфографический  режим, виды  разбора,   синтаксический  анализ  текста  и  др.)

-  Каковы  типичные  ошибки  и  как  их  избежать?

-  По  каким  УМК  продолжить  обучение?                                                            Взаимопосещение  уроков  также  важно.

Принцип  преемственности    осуществляется  по  целям  и  содержанию  учебных  программ, ориентированных  на  индивидуализацию  учебного процесса.                                                                                                     

              Мы  убедились,  как  важно  правильно  осуществлять  решение  проблемы преемственности  в  преподавании, ведь анализ  состояния  

качества  обучения  показывает, что  наибольшие  потери  приходятся  на 1 и  5  классы. Спад  обучения  обуславливается  низким  уровнем  преемственности. А  успех  зависит  только  от  согласованных  действий  всех  специалистов  школы.        

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (11.11.2009)
Просмотров: 6258 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/11
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты