Однаизважнейшихпроблем,намойвзгляд,проблемапреемственностимеждуначальнымисреднимзвеном.Важностьэтойпроблемыопределяетсятем, чтокореннымобразомизменяютсяусловияучения,которыепредъявляютболеевысокиетребованиякинтеллектуальномуиличностномуразвитиюребенка, атакжекстепенисформированностиучебныхзнаний, уменийинавыков.Новые требования школьного обучения иногда превосходят
возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая
стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение
успеваемости в 5-ом классе. Как
облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым
требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной
деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма
учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на
протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе,
учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг сдругом.
Преемственность между различными
звеньями школы,между классной и
внеклассной деятельностью является одним из обязательных и важных условий
успешного преподавания русского языка.Оно находится в соответствии с общедидактическим требованием об
обеспечении в процессе обучения нормального перехода от простого к сложному, от
легкого к трудному, о необходимости учитывать логику предмета.
Сохранение преемственности в занятиях по русскому языку между III(IV) и V-VI
классами должно выражаться:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее
развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания
и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала
для сознательного усвоения его учащимся;
б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении),
чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы
объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с
теми, к каким привыкли учащиеся в I-III(IV) классах, и чтобы был обеспечен
постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.
Соблюдение преемственности и перспективности, то есть единства, систематичности
в обучении школьным предметам при организации внеклассной работы, - залог
эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков.
Недооценка, невнимание, пренебрежение со стороны учителяк вышеперечисленным требованиям, так и
неумение обеспечить их выполнение, приводят к тяжелым последствиям,
сказывающимся в дальнейшем в течение ряда лет, и часто почти непреодолимым
затруднениям.
Важное значение имеет и вторая сторона проблема
преемственности – перспективность в обучении, предполагающая ориентацию на
достижение определенного конечного результата обучения.
Перспективность, как и преемственность, обеспечивает системность, научность,
последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков и определяет
отбор содержание и методов обучения.
Вчемжесущность принципа
преемственности и перспективности в обучении русскому языку?
Во-первых,соблюдениепреемственности и перспективности требует
единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении
родному языку.
Очень важно, чтобы учителя I-III(IV) и V-IX классов стояли на единых позициях в
понимании этих исходных принципов, признавали их, придерживались их в своей
работе.Во-вторых, это ясное понимание того, что
появляется нового в языковом развитии учащихся на каждом этапе обучения. Речь идет о том, чтобы учителя начальных
классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних учеников через год
или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили в
языковом развития школьников за прошедшие годы.
В-третьих, требуется тщательная стыковка между
начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или
орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков
учащихся
Какжерешаетсяпроблемапреемственности?
В
конце учебного года перед выпуском своих классов учителя начальных классов должны провести открытые уроки для учителей русскогоязыка и будущих классных руководителей с целью показа уровня достижения
каждого ученика. Словесникиготовят
контрольные диктанты, адля знакомства с
учащимися, их индивидуальными особенностямиони должны нетолькопосещать уроки, ноисамипроводить
уроки в своих будущих классах.