РОЛЬ ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВЫПУСКНИКА. Статья Астаховой Светланы Камиловны.
Слово есть нечто иное,
как культура в её специфическом
выражении.
Г.О. Винокур
Для интеллигентного человека дурно
говорить
должно бы считаться таким же
неприличием,
как не уметь читать и писать.
А П. Чехов
Без важнейших понятий – отечество,
язык и культура – трудно представить народ, живущий в цивилизованной стране,
единым. Однако не секрет, что сегодня даже в среде интеллигенции резко снизился
уровень речевой культуры. Общество рискует стать свидетелем национальной
трагедии в языковой сфере. Поэтому в успешном
осуществлении процесса формирования гражданина России важную роль играет такая
дисциплина, как культура речи.
Культура
речи -частьболееширокогопонятия-речевойкультуры, которая, в свою
очередь, входит в общую гуманитарную культуру коммуникативной личности.В формировании такой
личности на первый план выходит коммуникативная доминанта: учить нужно тому,
что прежде всего понадобится в практике речевой коммуникации говорящего и
пишущего. Ориентация на коммуникативное, мотивированное обучение требует иного
структурирования системы обучения языку, введенияв учебные планы таких предметов, как риторика
и культура речи.
Современное
общество нуждается в речевой личности, способной грамотно, корректно,
лаконичновести диалог, четко сообщать
необходимую информацию. Независимо от профиля знание речевой культуры
проверяется на Едином государственном экзамене на аттестат зрелости, на
вступительных экзаменах в вузы. Результаты ЕГЭ говорят о большом количестве в
работах выпускников речевых ошибок, связанных с бедностью словарного запаса,
наличием в письменной речи плеоназмов, тавтологии, речевых штампов,
просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; ошибками в употреблении
омонимов, антонимов, синонимов.
Главной причиной невысокой
коммуникативной компетенции является
отсутствие у учащихся систематизированных знаний по культуре речи.
Педагогический коллектив гимназии формирует у учащихся языковую
компетенцию как одну из ключевых, обозначенных в Концепции модернизации российского
образования. Каковыпути развития у
гимназистов чувства стиля, умения пользоваться словом?
Учебный план гимназии составлен с учетом основных положений Концепции
модернизации образования и Концепции профильного обучения. Согласно Учебному
плану и в рамках экспериментальной деятельности один из классов (сейчас это 7А)
третий год участвует в эксперименте «Совершенствование структурыи содержания общегообразования».
Составной частью учебного плана этого класса является предмет «риторика».
Учащиеся знакомятся с видами общения, узнают о коммуникативных качествах
личности, получают представление о стилях языка и речи, осваивают правила
успешного общения. В других же классах гимназии (кроме обучающихся в рамках
этого же эксперимента 5А и 6А) предмета «риторика», к сожалению, нет. Поэтомупри распределении часов вариативной части
Учебного плана гимназии учитывались современные проблемы модернизации в области
языка, потребность учащихся в расширениилингвистического образования. В 8-ых классах в рамках часов
образовательного учреждения был введен предмет «Основы культуры речи».
Программа разработана на основе пособия для учащихся 8-9-ых классов «Основы
культуры речи» И.Б. Голуб. На уроках изучаются такие разделы, как
содержательность речи, точность, ясность речи, богатство речи, чистота речи, разнообразие
стилей. Особое внимание уделяется грамматической правильности речи.
В 10-11 классах негуманитарных профилей гимназии введен элективный
учебный предмет «Культура речи и стилистика». Введение в учебный процесс
данного предмета также направлено на подготовку компетентного в лингвистическом
и коммуникативном плане выпускника.
Программа
предмета разработана на базе одноименной программы Ю.С. Пичугова, Т.А.
Костяевой, Т. М. Пахновойи включает две
составные части: «Культура речи» для 10 класса; «Стилистика» для 11 класса. Программа ориентирована на учебные
пособия, выходящие в издательствах «Специальная литература», «Флинта», «Дрофа»
и др. («Культура речи». Практикум-справочник для 8-9 и 10-11 классов А.Г. Петряковой;
«Культура речи и ораторское искусство» В. Введенской; «Культура устной речи» Г.
Ивановой-Лукьяновой; «Культура русской речи» А. Мурашова, В. Русецкого; «Стилистика
текста» М. Солганика и др.)
Основными структурными блоками предмета являются темы: становление
и развитие русского языка; русский язык и его дифференциация;язык и речь; качества хорошей речи; речевой
этикет; стилистика: функциональные стили речи.
Цель введения данного предмета - формирование умений и навыков
культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических норм и,
таким образом, совершенствования общей речевой культуры. Занятия предполагают
практические работы с текстами, микротекстами, предложениями. Учащиеся
достаточно подробно знакомятся со средствами языка (лексическими,
морфологическими, синтаксическими) и на основе анализа распространенных ошибок
учатся говорить и писать правильно, продуманно, использовать структурные
единицы русского языка в зависимости от речевых систем.
Программа 10 класса
включаети раздел «Культура и этика
общения», что помогает учащимся овладеть особенностями бытового и делового
общения.
В 11 классе учащиеся подробно знакомятся с функциональными стилями
русского языка, приобретают умения точно отбирать языковые средства в
зависимости от целей коммуникации, оперировать ими в соответствии со
стилистическими нормами.
Содержание программы нацелено на усвоение опорных стилистических
понятий, формирование прочных стилистических умений и более успешную подготовку к сдаче
Единого государственного экзамена. Знакомство с
основными стилистическими понятиями дает учащимся более полное представление о
языке, об изучении языковых фактов с позиций их функционирования в определенных
стилях и жанрах, то есть с точки зрения их предназначения в речи. Для
закрепления и повторения стилистических понятий на уроках постоянно
используется стилистический анализ текста.
Согласно концепции В.В Виноградова, в стилистике изучается тот же
материал, что и в фонетике, лексике и грамматике, но рассматривается под другим
углом зрения. Поэтому в программу предмета «Культура речи и стилистика»
включено изучение стилистической окраски языковых явлений, их экспрессивных
оттенков; лексических, морфологических, синтаксических, фразеологических
синонимов, функциональных стилей, стилей речи с их жанровыми разновидностями.
Для закрепления знаний о стилистических возможностях лексики и
формирования стилистических умений, навыков правильного использования
лексических средств в разных сферах речевого общения на уроках ведется
целенаправленная работа со словарями. Учащиеся изучают виды энциклопедических и
лингвистических словарей, учатся работать с ними. Постоянное и умелое
использование словарного материала - необходимое условие работы на уроках
предмета «Культура речи и стилистика».
Программа предмета тесно связана с курсом русского языка в сфере
связной речи, так как этот термин включает три группы понятий: стили речи;
функционально-смысловые типы речи; текст и его признаки.
Знакомясь с основными понятиями стилистики и совершенствуя
стилистические умения, учащиеся расширяют свой кругозор, развивают
познавательные способности, воспитывают языковой вкус, чувство языка, чувство
стиля, формируют свой индивидуальный стиль речи.
Изучение языка в рамках предмета «Культура речи и стилистика»
имеет и воспитательное значение. У учащихся формируются любовь и уважение к
родному языку, так как выбор дидактического материала предполагает обращение к
образцовым классическим произведениям и использование их в воспитательных
целях.
В процессе обучения стилистике учащиеся закрепляют умения и навыки
владения языковыми нормами, характерными для стилей, а не только нормами
русского литературного языка вообще. Это дает возможность практического использования
всего богатства стилистической системы языка.
Практическая работа по закреплению знаний осуществляется с помощью
разнообразных, в том числе проблемных, нестандартных приемов. Часто работа
выполняется в парах, группах. Получив проблемное задание, члены группы
анализируют, обобщают, предлагают решения. Представитель группы лаконично
излагает результаты, а члены остальных групп имеют право задавать вопросы,
критиковать, делать рецензии. Учащиеся для работы используют три тетради. Одна
для классной работы, вторая – для домашней, третья выполняет функции словаря и
в определенной степени нормативного справочника, который служит опорой в любых
речевых ситуациях.
Для развития интереса к предмету, активизации процесса
самообразования и формирования речевой культуры используются классные уголки,
где регулярно помещаются образцы правильных вариантов словоупотребления,
произношения. В ходе проведения предметных недель учащиеся готовят для стенной
печати материалы по теме «Стилистический регистр языка». Выпускаются газеты,
посвященные языковым стилям. В качестве материала используются не только
образцы из учебников и пособий, но и цитаты из сочинений, объяснительных
записок, заявлений и других образцов письменной и устной речиучащихся гимназии. Популярны выпуски газет,
посвященных фразеологии русского языка. Проводятся конкурсы на лучшую
иллюстрацию известных фразеологизмов.
Если человек не допускает
ошибок в произношении, вупотребленииформ слов, в их
образовании, впостроениипредложений,мыназываем егоречь правильной. Однако этого мало. Речь
может бытьправильной,ноне
соответствовать целям и условиям общения.Впонятиехорошейречи включаются как минимум три признака: богатство, точностьивыразительность. Эти качества речи формируются у учащихся на уроках
культуры речи.
Высокий уровеньречевойкультуры—неотъемлемаячертакультурного человека.
Совершенствовать свою речь — задачакаждогоизнас.Дляэтого нужно следить за своей
речью, чтобы не допускать ошибоквпроизношении,в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постояннообогащать свойсловарь,уметьотбирать наиболее
подходящие для каждого случая слова и конструкции,учитьсячувствоватьсвоегособеседника. Всему этому учащиеся гимназии
учатся на уроках культуры речи.
Накопленный в гимназии опыт работы делает
возможным целенаправленную деятельность по повышению речевой
культуры и разработку системы обучения культуре речи.
Функциональный и коммуникативный подходы, которые
используются в обучении речевой культуре, развивают
языковое и речевое чутье, делают более осознанной работу по выбору языковых
средств при формировании высказывания, стимулируют развитие продуктивных
речевых действий, развивают интерес к языку при работе с текстом и создании собственных речевых
единств.
Постепенно в речи учащихся осуществляется переход от анализа
языковых единиц к их синтезу в речи, от анализа готовых текстов - к созданию
собственных. И, значит, от пассивной
речевой культуры - к речевой культуре динамической, активной. А этоявляется залогом формирования коммуникативной
личности выпускника гимназии.