Понедельник, 06.05.2024, 07:18Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ВЫПУСКНИКА. Статья Астаховой Светланы Камиловны.

Слово есть не  что иное,

как культура в её специфическом выражении.

Г.О. Винокур

Для интеллигентного человека дурно говорить

должно бы считаться таким же неприличием,

как не уметь читать и писать.

А П. Чехов

 

         Без важнейших понятий – отечество, язык и культура – трудно представить народ, живущий в цивилизованной стране, единым. Однако не секрет, что сегодня даже в среде интеллигенции резко снизился уровень речевой культуры. Общество рискует стать свидетелем национальной трагедии в языковой сфере. Поэтому в успешном осуществлении процесса формирования гражданина России важную роль играет такая дисциплина, как культура речи.

Культура речи -  часть  более  широкого  понятия  -  речевой  культуры, которая, в свою очередь, входит в общую гуманитарную культуру коммуникативной личности.  В формировании такой личности на первый план выходит коммуникативная доминанта: учить нужно тому, что прежде всего понадобится в практике речевой коммуникации говорящего и пишущего. Ориентация на коммуникативное, мотивированное обучение требует иного структурирования системы обучения языку, введения  в учебные планы таких предметов, как риторика и культура речи.

Современное общество нуждается в речевой личности, способной грамотно, корректно, лаконично  вести диалог, четко сообщать необходимую информацию. Независимо от профиля знание речевой культуры проверяется на Едином государственном экзамене на аттестат зрелости, на вступительных экзаменах в вузы. Результаты ЕГЭ говорят о большом количестве в работах выпускников речевых ошибок, связанных с бедностью словарного запаса, наличием в письменной речи плеоназмов, тавтологии, речевых штампов, просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; ошибками в употреблении омонимов, антонимов, синонимов.

Главной причиной невысокой коммуникативной компетенции является отсутствие у учащихся систематизированных знаний по культуре речи.

Педагогический коллектив гимназии формирует у учащихся языковую компетенцию как одну из ключевых, обозначенных в Концепции модернизации российского образования. Каковы  пути развития у гимназистов чувства стиля, умения пользоваться словом?

Учебный план гимназии составлен с учетом основных положений Концепции модернизации образования и Концепции профильного обучения. Согласно Учебному плану и в рамках экспериментальной деятельности один из классов (сейчас это 7А) третий год участвует в эксперименте «Совершенствование структуры  и содержания общего образования». Составной частью учебного плана этого класса является предмет «риторика». Учащиеся знакомятся с видами общения, узнают о коммуникативных качествах личности, получают представление о стилях языка и речи, осваивают правила успешного общения. В других же классах гимназии (кроме обучающихся в рамках этого же эксперимента 5А и 6А) предмета «риторика», к сожалению,  нет.  Поэтому  при распределении часов вариативной части Учебного плана гимназии учитывались современные проблемы модернизации в области языка, потребность учащихся в расширении  лингвистического образования. В 8-ых классах в рамках часов образовательного учреждения был введен предмет «Основы культуры речи». Программа разработана на основе пособия для учащихся 8-9-ых классов «Основы культуры речи» И.Б. Голуб. На уроках изучаются такие разделы, как содержательность речи, точность, ясность речи, богатство речи, чистота речи, разнообразие стилей. Особое внимание уделяется грамматической правильности речи. 

В 10-11 классах негуманитарных профилей гимназии введен элективный учебный предмет «Культура речи и стилистика». Введение в учебный процесс данного предмета также направлено на подготовку компетентного в лингвистическом и коммуникативном плане выпускника.

Программа предмета разработана на базе одноименной программы Ю.С. Пичугова, Т.А. Костяевой, Т. М. Пахновой  и включает две составные части: «Культура речи» для 10 класса; «Стилистика» для 11 класса. Программа ориентирована на учебные пособия, выходящие в издательствах «Специальная литература», «Флинта», «Дрофа» и др. («Культура речи». Практикум-справочник для 8-9 и 10-11 классов А.Г. Петряковой; «Культура речи и ораторское искусство» В. Введенской; «Культура устной речи» Г. Ивановой-Лукьяновой; «Культура русской речи» А. Мурашова, В. Русецкого; «Стилистика текста» М. Солганика и др.)

Основными структурными блоками предмета являются темы: становление и развитие русского языка; русский язык и его дифференциация;  язык и речь; качества хорошей речи; речевой этикет; стилистика: функциональные стили речи.

Цель введения данного предмета - формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических норм и, таким образом, совершенствования общей речевой культуры. Занятия предполагают практические работы с текстами, микротекстами, предложениями. Учащиеся достаточно подробно знакомятся со средствами языка (лексическими, морфологическими, синтаксическими) и на основе анализа распространенных ошибок учатся говорить и писать правильно, продуманно, использовать структурные единицы русского языка в зависимости от речевых систем.

Программа 10 класса включает  и раздел «Культура и этика общения», что помогает учащимся овладеть особенностями бытового и делового общения.

В 11 классе учащиеся подробно знакомятся с функциональными стилями русского языка, приобретают умения точно отбирать языковые средства в зависимости от целей коммуникации, оперировать ими в соответствии со стилистическими нормами.

Содержание программы нацелено на усвоение опорных стилистических понятий, формирование прочных стилистических умений и более успешную подготовку к сдаче Единого государственного экзамена. Знакомство с основными стилистическими понятиями дает учащимся более полное представление о языке, об изучении языковых фактов с позиций их функционирования в определенных стилях и жанрах, то есть с точки зрения их предназначения в речи. Для закрепления и повторения стилистических понятий на уроках постоянно используется стилистический анализ текста.

Согласно концепции В.В Виноградова, в стилистике изучается тот же материал, что и в фонетике, лексике и грамматике, но рассматривается под другим углом зрения. Поэтому в программу предмета «Культура речи и стилистика» включено изучение стилистической окраски языковых явлений, их экспрессивных оттенков; лексических, морфологических, синтаксических, фразеологических синонимов, функциональных стилей, стилей речи с их жанровыми разновидностями.

Для закрепления знаний о стилистических возможностях лексики и формирования стилистических умений, навыков правильного использования лексических средств в разных сферах речевого общения на уроках ведется целенаправленная работа со словарями. Учащиеся изучают виды энциклопедических и лингвистических словарей, учатся работать с ними. Постоянное и умелое использование словарного материала - необходимое условие работы на уроках предмета «Культура речи и стилистика».

Программа предмета тесно связана с курсом русского языка в сфере связной речи, так как этот термин включает три группы понятий: стили речи; функционально-смысловые типы речи; текст и его признаки.

Знакомясь с основными понятиями стилистики и совершенствуя стилистические умения, учащиеся расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности, воспитывают языковой вкус, чувство языка, чувство стиля, формируют свой индивидуальный стиль речи.

Изучение языка в рамках предмета «Культура речи и стилистика» имеет и воспитательное значение. У учащихся формируются любовь и уважение к родному языку, так как выбор дидактического материала предполагает обращение к образцовым классическим произведениям и использование их в воспитательных целях.

В процессе обучения стилистике учащиеся закрепляют умения и навыки владения языковыми нормами, характерными для стилей, а не только нормами русского литературного языка вообще. Это дает возможность практического использования всего богатства стилистической системы языка.

Практическая работа по закреплению знаний осуществляется с помощью разнообразных, в том числе проблемных, нестандартных приемов. Часто работа выполняется в парах, группах. Получив проблемное задание, члены группы анализируют, обобщают, предлагают решения. Представитель группы лаконично излагает результаты, а члены остальных групп имеют право задавать вопросы, критиковать, делать рецензии. Учащиеся для работы используют три тетради. Одна для классной работы, вторая – для домашней, третья выполняет функции словаря и в определенной степени нормативного справочника, который служит опорой в любых речевых ситуациях.

Для развития интереса к предмету, активизации процесса самообразования и формирования речевой культуры используются классные уголки, где регулярно помещаются образцы правильных вариантов словоупотребления, произношения. В ходе проведения предметных недель учащиеся готовят для стенной печати материалы по теме «Стилистический регистр языка». Выпускаются газеты, посвященные языковым стилям. В качестве материала используются не только образцы из учебников и пособий, но и цитаты из сочинений, объяснительных записок, заявлений и других образцов письменной и устной речи  учащихся гимназии. Популярны выпуски газет, посвященных фразеологии русского языка. Проводятся конкурсы на лучшую иллюстрацию известных фразеологизмов.

Если человек не допускает ошибок в произношении, в  употреблении  форм слов, в их образовании, в  построении  предложений,  мы  называем его  речь правильной. Однако этого мало. Речь может быть  правильной,  но  не соответствовать целям и условиям общения.  В  понятие  хорошей  речи включаются как минимум три признака: богатство, точность  и  выразительность. Эти качества речи формируются у учащихся на уроках культуры речи. 

Высокий уровень  речевой  культуры    неотъемлемая  черта  культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача  каждого  из  нас.  Для  этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок  в  произношении,  в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно  обогащать свой  словарь,  уметь   отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции,  учиться  чувствовать  своего  собеседника. Всему этому учащиеся гимназии учатся на уроках культуры речи.

Накопленный в гимназии опыт работы делает возможным целенаправленную деятельность по повышению речевой культуры и разработку системы обучения культуре речи.

Функциональный и коммуникативный подходы, которые используются в обучении речевой культуре, развивают языковое и речевое чутье, делают более осознанной работу по выбору языковых средств при формировании высказывания, стимулируют развитие продуктивных речевых действий, развивают интерес к языку при  работе с текстом и создании собственных речевых единств.

Постепенно в речи учащихся осуществляется переход от анализа языковых единиц к их синтезу в речи, от анализа готовых текстов - к созданию собственных. И, значит, от пассивной речевой культуры - к речевой культуре динамической, активной. А это  является залогом формирования коммуникативной личности выпускника гимназии.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (11.11.2009)
Просмотров: 2209 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты