Пятница, 26.04.2024, 09:56Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

С.К. Кудряшова, учитель МОУ СОШ №15 г. Балашова «Активизация познавательной деятельности учащихся и речетворческое осмысление слова

Словари - чрезвычайно важный источник активизации познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка в школе. Словарь должен органично войти в учебный процесс.

Потенциальные возможности работы со словарями в указанном плане огромны. Вместе с тем, к сожалению, в реальной деятельности школы они используются явно недостаточно, в результате чего учащиеся не проявляют должного интереса к словарям, обращаются к ним лишь эпизодически, плохо представляют себе этот род литературы. Многие учащиеся пользуются словарями в основном только в тех случаях, когда возникает необходимость в справке о написании, правильности произношения, ударении некоторых слов, их форм. При работе со словарями антонимов, омонимов, синонимов закономерно развивается выразительность речи, что способствует речетворческому осмыслению слова.

Основной дидактической единицей на уроках русского языка является слово. Освоение слова учащимися - процесс достаточно сложный и длительный, требующий от учителя определенной филологической, психолого-педагогической и методической подготовки. Первый этап освоения слова как лексико-грамматической единицы выстроен давно и описывается весьма традиционно во всех учебниках по русскому языку. Второй же этап, связанный с функционированием слова, требует разработки непосредственного выхода в речетворческую деятельность учащихся. Вот почему так важно рассматривать слово, прежде всего, как речетворческую единицу, так как слово является и «исходным ростком возникновения текста», и материалом для создания текста.

Речетворческая глубина слова измеряется, прежде всего, его значениями, которые представлены в словарях. Обращение к словарям разных типов - обязательная часть работы учащихся, потому что словари не только «ключи к

тайнам духа поэтов», но и ключи к тайнам собственного духа [Пономарева 2003:2]

На одном из уроков русского языка учащиеся рассматривают слово дом во всем многообразии его значений, измеряя, таким образом, его речетворческую глубину и определяя речетворческую перспективу.

Лексическое значение слова проверяется учащимися по толковому словарю. Анализ словарной статьи помогает определить суть дома - жильё, семья. Перцептивное значение слова - значение, связанное с отражением вещей в сознании через органы чувств. На речетворческом уроке учащимся предлагается «наполнить» слово цветом, звуком, запахом, охарактеризовать предмет. Например, цвет - зелёный, кирпичный, яркий. Звук - голоса родных, музыка, собачий лай. Запах — пирожков, маминых духов, свежий. Характер уютный, шумный, тёплый. Индивидуально-авторское (ученическое), образное значение слова «дом» - «мой дом - моя крепость», дом вверх дном. Ассоциативное значение слова определяется значениями слов-реакций на данное слово. Дом - цветы на подоконнике, мягкий диван, мой компьютер, праздник, день рождения, большой именинный торт. Этимологическое значение слова, символическое, мифологическое значения определяются по словарю. Художественное (образное) значение слова определяется в художественном тексте.

В 2002 году я предложила ребятам выполнить творческую работу «Энциклопедия одного слова». Ученик выбирал слово и изучал словарные статьи в разных словарях, находил употребление выбранного слова в пословицах и поговорках, крылатых выражениях. Работа велась примерно по такому плану: лексическое значение слова, история слова, слово и однокоренное слово, слово и его синонимы, слово и его антонимы, слово и фразеологический оборот, слово в фольклоре, слово в пословицах и поговорках мира, слово в художественных текстах, мудрые мысли и афоризмы  и др.

Объектом исследования стали слова дом, жизнь, человек, дорога, книга, друг. Самым популярным словом стало слово любовь. Сколько выдумки, фантазии в оформлении такой творческой работы, какие удивительные по содержанию и выразительности были приведены примеры на употребление слова любовь! После завершения работы «Энциклопедия одного слова» ученик читал свою творческую работу, объяснял выбор слова, защищал свою точку зрения. Примеры из художественных текстов вызывали удивление, восхищение, желание размышлять. Например: «Выше любви ничего не бывает, даже звезды не выше любви».

В работах своих учеников я находила удивительные высказывания известных людей и радовалась, что ребята нашли их, выбрали для своей творческой работы, написали их, но прежде прочитали и осмыслили. Из творческой работы по слову жизнь:

Жизнь - блаженство, восхищайтесь ею.

Жизнь - мечта, осуществите её.

Оглядываясь на творческие работы прошлых лет, мы видим, что они выполнены с душой, старанием и желанием красиво, красочно оформить их. Постепенно ребята научились работать со справочной литературой и правильно оформлять свои исследования.

В настоящее время учащиеся с удовольствием выполняют компьютерные презентации, которые наглядно дополняют творческую работу. Творческая работа по слову дом, выполненная ученицей 7 класса в 2007 году, выполнена практически по стандартам проектной работы. В ней присутствуют и содержание, и введение, и словарные статьи различных словарей, даны примеры употребления слова дом в пословицах и поговорках. В рамках своего исследования ученица провела опрос «Ассоциации к слову дом», результаты которого были оформлены в виде схемы. Грамотно составлен список использованной литературы. В дополнение этой работы ученицей составлена красочная компьютерная презентация.

В процессе определения речетворческой глубины и перспективы слова у учащихся    рождаются    замыслы    собственных    текстов.    Таким    образом, речетворческое осмысление слова — это путь слова в словаре через слово в художественном тексте к слову своему, собственному.

В данной творческой работе заключение является мини-сочинением, в котором ученица подводит итог своим размышлениям: «Для меня слово «дом» наполнено особым смыслом: это возможность заниматься своим любимым делом, моя собака, мои мягкие игрушки, мой любимый компьютер. Это тепло и уют, чтение вслух и игры, нежные голоса близких. Скоро у меня день рождения, почти перед самым Новым годом, и мы обязательно соберёмся всей семьёй за праздничным столом. Будет большой торт со свечками, подарки, а бабушка испечёт мои любимые пирожки.

Мой второй дом - любимая школа - скоро тоже станет нарядным и праздничным, украсится разноцветными огнями, гирляндами и плакатами. После каникул мы с радостью придём в школу снова, потому что помимо знаний мы здесь общаемся, получаем энергию и стремимся во всём быть первыми.

Как говорится в известной пословице, «дома и стены помогают». Дом должен быть у каждого человека! Только тогда его можно назвать счастливым!».

 

Литература

Ипполитова, Н.А. Князева, О.Ю., Савова, М.Р. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учеб. пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, Савова М.Р.. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 344с.

Пономарева, Л.Д. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку / Л.Д. Пономарева // Русский язык в школе. - 2003. - № 5. - С. 11-15.

Сергеев, В.Н. Словари - наши друзья и помощники / В.Н. Сергеев. - М.: Просвещение, 2000. - 143 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (18.02.2011)
Просмотров: 1112 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты