Организация научно-исследовательской работы в гимназии им. Ю.А.Гарнаева. Авторы -Невзорова О.В., Тверитина Л.А.
Глобальные
изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах
современного общества требует корректировки содержательных и методических
аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых
установок и педагогических средств. Современная система образования ориентирует
учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на
основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня
исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.
Организация
исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная
инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного
решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме,
средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную
систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время.
Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью,
проникновением на новые уровни познания природы, изменение социального
устройства и возникновением качественно новых видов деятельности. Огромное
значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать
новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые
оригинальные стратегии поведения и деятельности.
Важными
задачами реализации образовательной программы являются:
-
овладение учащимися совокупностью знаний об исследовательской деятельности
(обоснование актуальности темы, постановка целей и задач работы, выбор методов
исследования, определение структуры работы, поиск необходимой информации,
оформление результатов работы и их презентация) и видах научных работ;
-
формирование умений работы с различными источниками знаний (первоисточники,
научная и художественная литература, Интернет – источник и т.д.), умений
проводить сравнительный анализ информации нескольких источников по одной
проблеме, умений конспектировать научные статьи, составлять тезисы,
рецензировать исследования других учащихся, оформлять работу, используя
возможности информационно-коммуникационных технологий, умений мобилизоваться
для успешного выступления, строить выступление так, чтобыв доступной форме донести до слушателей суть
работы;
- развитие
способностей применять полученные знания о теоретических и эмпирических методах
исследования для решения задач собственного исследования, вести конструктивную
полемику, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-
формирование активной познавательной позиции, связанной с глубоко осмысленной и
творческой переработкой информации научного характера, целеустремленности и
системности в настоящей учебной и предстоящей трудовой деятельности.
Наша
гимназия - инновационное учреждение, в котором изначально созданы условия для
развития исследовательской деятельности не только преподавателей, но и
учащихся. Исследовательская работа учащихся организована как на уроках, так и
во внеурочное время. С изменением целей образования изменяются и цели
учебно-исследовательской работы, направленные на переориентацию деятельности
преподавателя от информационной к организационной работе по руководству учебно-познавательной
, учебно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью
учащихся. На первом этапе самостоятельные мини-исследования, организованные на
уроках, используются как одна из форм контроля знаний учащихся, формирования
умения использовать общие принципы научного мышления. Второй этап работы
выходит за рамки урока. Учащиеся знакомятся с предлагаемым перечнем тем, вносят
коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые
вызывают интерес.
В гимназии разработаны основные критерии
отбора тем для исследования: теоретическая и практическая значимость темы;
соответствие познавательным возможностям учащихся; дискуссионный , проблемный
характер материала; доступность материала, на базе которого организовано исследование.
После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у учащихся
возникает желание, они объединяются в группы или пары. Исследуя одну и ту же
проблему, учащиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть
работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по
теме.
В ходе
работы с литературой составляется программа исследования, научный руководитель
проводит консультации по возникающим вопросам согласно следующим принципам:
способы устранения проблемной ситуации; пути поиска новой информации;
нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения
замыслов.
После
проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей
работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее
презентации. Проводятся «генеральные репетиции» защиты рефератов и проектов на
сборе творческой группы. Завершающим этапом в разработке проекта или
осуществлении исследовательской работы является публичная защита результатов
своей деятельности в виде доклада на научных конференциях, различных конкурсах
Ставя перед собой задачу формирования творческой личности,
педагогический коллектив планирует работу по подготовке гимназиста к
исследовательской, поисковой деятельности, начиная с 5-го класса. Это
индивидуальный, компетентностно-ориентированый подход к образованию каждого
школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало
творческой деятельности положительно влияет не только на формирование
интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества
личности ребенка. Мы стимулируем ученика на рефлексивное восприятие материала,
формируем умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать
информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при
изучении различных предметов, на уровень межпредметньгх связей и надпредметных
понятий. В нашей гимназии научно-исследоваиельская деятельность учащихся носит
системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к
групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей
знаний.
Мы
стремимся к тому, чтобы научно- исследовательская деятельность была продолжением
и углублением гимназической учебной программы. Деятельность учащихся ведётся
под руководством учителей гимназии, научных работников вузов. При этом особенно
тесное и плодотворное сотрудничество с преподавателями БИСГУ
Результаты
этой работы в 2007-2008 учебном году можно назвать хорошими. Прежде всего
хочется отметить победу Дыковой М, ученице 8А класса, (учитель
Невзорова О.В.) в областном конкурсе
электронных презентаций «Русский язык в моей жизни». В Саратове состоялось
награждение победителей. Дыковой М. вручили грамоту, подарок - веб-камеру, ей
была предоставлена возможность 3-х часового бесплатного сёрфинга по
Интернет-ресурсам. Кроме того, 2 работы учащихся 8 А класса, созданные под
руководством Астаховой С.К., приняли участие в этом конкурсе.
В
областном конкурсе «Инициатива молодых» в номинации «Русский язык» творческая
работа Игнатовой М.(учитель Тверитина Л.А.) «В чём актуальность крылатого выражения
из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «...смешенье языков французского с
нижегородским» вышла во второй тур.
Результаты
научно-исследовательской работы учащихся мы имеем возможность показать на
ежегодной районной научно- практической конференции школьников «Юные лидеры
образования», детище и гордости нашей гимназии. Её учредителями являются
управление образования, БИСГУ, БФСГТУ, БФСГСЭУ, научно-методический и попечительский
советы гимназии имени Ю.А. Гарнаева. Цель конференции: раскрытие творческого
потенциала, формирование навыков публичного выступления, умения защищать свои
научные интересы, пропедевтика научно-исследовательской деятельности, довузовская
подготовка учащихся. В прошлом учебном году в секции «Современные гуманитарные
технологии (литература)» 2 место заняла работа ученицы 11Б класса Горбуновой О.
«Халат как символ лености и свободы в русской литературе XIX века» (Тверитина Л.А. В той-же секции
(русский язык) 2 место - работа учениц 8А класса Шевцовой М. и Сергеевой Т.
«Слово - визитная карточка человека ( о ляпалиссиадах и не только о них...» (
Астахова С..К) и работа ученицы 11А класса Агафоновой К. «Официальные и неофициальные
названия автомобилей ( имена и прозвища)» (Тверитина Л.А.). 3 место завоевала
работа учениц 8 А класса Дыковой М. и Жеребцовой В. «Личные имена учащихся
начального звена гимназии имени Ю.А.Гарнаева» (Невзорова О.В.)
Часто
стены гимназии становятся тесны для разработки той или иной темы, и исследование
переходит в лаборатории вуза. Так, ученицы гимназии Агафонова К.(Тверитина
Л.А.), Дыкова М, Жеребцова В. (Невзорова О.В.) участвовали в межфакультетской
научно- практической студенческой конференции БИ СГУ « Актуальные проблемы
ономастики»
В этом
учебном году 3 работы наших учащихся приняли участие в 1 этапе областной
научно-практической конференции учащихся «Русский язык в современном мире», 2
работы вышли в основной этап конференции. Отправлены работы на областной
конкурс проектов « Семья - счастливая планета», готовятся к участию в областном
конкурсе «Имя Саратова на карте страны» и конкурсе электронных презентаций
«Книга в моей жизни».
Считаем, что формировать навыки и умения научно- исследовательской
работы необходимо, т.к. это позволяет ребёнку проявить себя, развить в себе
способность к творчеству. Кроме того, (поскольку такая работа проводится в
старшем звене) это широкое поле деятельности для предпрофильной и профильной
подготовки учащихся в рамках многопрофильной гимназии. Активная работа в этом
направлении проводилась с учениками 8А класса. В том или ином виде
научно-исследовательской работы участвовали восемь учеников из 19, работа
продолжается и в этом учебном году. Это помогло подросткам в выборе профиля
обучения в 10 классе: 14 из 20 учеников класса выбрали для себя филологический
профиль. А из выпускников гимназии последних 3-х лет 14 выбрали филологические
специальности.