Четверг, 26.12.2024, 14:07Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт РМО учителей русского языка и литературы
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [15]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1406
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Организация научно-исследовательской работы в гимназии им. Ю.А.Гарнаева. Авторы -Невзорова О.В., Тверитина Л.А.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требует корректировки содержательных и методических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы.

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества. Особое значение исследовательская инициативность приобретает в настоящее время. Развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменение социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности. Огромное значение приобретают стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности.

Важными задачами реализации образовательной программы являются:

- овладение учащимися совокупностью знаний об исследовательской деятельности (обоснование актуальности темы, постановка целей и задач работы, выбор методов исследования, определение структуры работы, поиск необходимой информации, оформление результатов работы и их презентация) и видах научных работ;

- формирование умений работы с различными источниками знаний (первоисточники, научная и художественная литература, Интернет – источник и т.д.), умений проводить сравнительный анализ информации нескольких источников по одной проблеме, умений конспектировать научные статьи, составлять тезисы, рецензировать исследования других учащихся, оформлять работу, используя возможности информационно-коммуникационных технологий, умений мобилизоваться для успешного выступления, строить выступление так, чтобы  в доступной форме донести до слушателей суть работы;

- развитие способностей применять полученные знания о теоретических и эмпирических методах исследования для решения задач собственного исследования, вести конструктивную полемику, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- формирование активной познавательной позиции, связанной с глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, целеустремленности и системности в настоящей учебной и предстоящей трудовой деятельности.

Наша гимназия - инновационное учреждение, в котором изначально созданы условия для развития исследовательской деятельности не только преподавателей, но и учащихся. Исследовательская работа учащихся организована как на уроках, так и во внеурочное время. С изменением целей образования изменяются и цели учебно-исследовательской работы, направленные на переориентацию деятельности преподавателя от информационной к организационной работе по руководству учебно-познавательной , учебно-исследовательской и профессионально-практической деятельностью учащихся. На первом этапе самостоятельные мини-исследования, организованные на уроках, используются как одна из форм контроля знаний учащихся, формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Второй этап работы выходит за рамки урока. Учащиеся знакомятся с предлагаемым перечнем тем, вносят коррективы, предлагают свои формулировки или очерчивают круг проблем, которые вызывают интерес.    

 В гимназии разработаны основные критерии отбора тем для исследования: теоретическая и практическая значимость темы; соответствие познавательным возможностям учащихся; дискуссионный , проблемный характер материала; доступность материала, на базе которого организовано исследование. После обсуждения тем каждый ученик получает конкретное задание, если у учащихся возникает желание, они объединяются в группы или пары. Исследуя одну и ту же проблему, учащиеся не дублируют друг друга (каждый выполняет свою часть работы), но являются прекрасными рецензентами, владеющими полной информацией по теме.

В ходе работы с литературой составляется программа исследования, научный руководитель проводит консультации по возникающим вопросам согласно следующим принципам: способы устранения проблемной ситуации; пути поиска новой информации; нахождение причин, затрудняющих реализацию замысла; варианты воплощения замыслов.

После проведения исследования учащиеся переходят к подготовке представления своей работы. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации. Проводятся «генеральные репетиции» защиты рефератов и проектов на сборе творческой группы. Завершающим этапом в разработке проекта или осуществлении исследовательской работы является публичная защита результатов своей деятельности в виде доклада на научных конференциях, различных конкурсах

Ставя перед собой задачу формирования творческой личности, педагогический коллектив планирует работу по подготовке гимназиста к исследовательской, поисковой деятельности, начиная с 5-го класса. Это индивидуальный, компетентностно-ориентированый подход к образованию каждого школьника. Психологические исследования показывают, что раннее начало творческой деятельности положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка. Мы стимулируем ученика на рефлексивное восприятие материала, формируем умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметньгх связей и надпредметных понятий. В нашей гимназии научно-исследоваиельская деятельность учащихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому телекоммуникационному проекту с широким охватом многих областей знаний.

Мы стремимся к тому, чтобы научно- исследовательская деятельность была про­должением и углублением гимназической учебной программы. Деятельность учащихся ведётся под руководством учителей гимназии, научных работников вузов. При этом осо­бенно тесное и плодотворное сотрудничество с преподавателями БИСГУ  

Результаты этой работы в 2007-2008 учебном году можно назвать хорошими. Пре­жде всего хочется отметить победу Дыковой М, ученице 8А класса, (учитель

 Невзорова О.В.) в областном конкурсе электронных презентаций «Русский язык в моей жизни». В Саратове состоялось награждение победителей. Дыковой М. вручили грамоту, подарок - веб-камеру, ей была предоставлена возможность 3-х часового бесплатного сёрфинга по Интернет-ресурсам. Кроме того, 2 работы учащихся 8 А класса, созданные под руково­дством Астаховой С.К., приняли участие в этом конкурсе.

В областном конкурсе «Инициатива молодых» в номинации «Русский язык» твор­ческая работа Игнатовой М.(учитель Тверитина Л.А.) «В чём актуальность крылатого вы­ражения из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «...смешенье языков французского с нижегородским» вышла во второй тур.

Результаты научно-исследовательской работы учащихся мы имеем возможность показать на ежегодной районной научно- практической конференции школьников «Юные лидеры образования», детище и гордости нашей гимназии. Её учредителями являются управление образования, БИСГУ, БФСГТУ, БФСГСЭУ, научно-методический и попечи­тельский советы гимназии имени Ю.А. Гарнаева. Цель конференции: раскрытие творче­ского потенциала, формирование навыков публичного выступления, умения защищать свои научные интересы, пропедевтика научно-исследовательской деятельности, довузов­ская подготовка учащихся. В прошлом учебном году в секции «Современные гуманитар­ные технологии (литература)» 2 место заняла работа ученицы 11Б класса Горбуновой О. «Халат как символ лености и свободы в русской литературе XIX века» (Тверитина Л.А. В той-же секции (русский язык) 2 место - работа учениц 8А класса Шевцовой М. и Сер­геевой Т. «Слово - визитная карточка человека ( о ляпалиссиадах и не только о них...» ( Астахова С..К) и работа ученицы 11А класса Агафоновой К. «Официальные и неофици­альные названия автомобилей ( имена и прозвища)» (Тверитина Л.А.). 3 место завоевала работа учениц 8 А класса Дыковой М. и Жеребцовой В. «Личные имена учащихся началь­ного звена гимназии имени Ю.А.Гарнаева» (Невзорова О.В.)

Часто стены гимназии становятся тесны для разработки той или иной темы, и ис­следование переходит в лаборатории вуза. Так, ученицы гимназии Агафонова К.(Тверитина Л.А.), Дыкова М, Жеребцова В. (Невзорова О.В.) участвовали в межфакуль­тетской научно- практической студенческой конференции БИ СГУ « Актуальные про­блемы ономастики»

В этом учебном году 3 работы наших учащихся приняли участие в 1 этапе област­ной научно-практической конференции учащихся «Русский язык в современном мире», 2 работы вышли в основной этап конференции. Отправлены работы на областной конкурс проектов « Семья - счастливая планета», готовятся к участию в областном конкурсе «Имя Саратова на карте страны» и конкурсе электронных презентаций «Книга в моей жизни».

Считаем, что формировать навыки и умения научно- исследовательской работы не­обходимо, т.к. это позволяет ребёнку проявить себя, развить в себе способность к творче­ству. Кроме того, (поскольку такая работа проводится в старшем звене) это широкое поле деятельности для предпрофильной и профильной подготовки учащихся в рамках много­профильной гимназии. Активная работа в этом направлении проводилась с учениками 8А класса. В том или ином виде научно-исследовательской работы участвовали восемь уче­ников из 19, работа продолжается и в этом учебном году. Это помогло подросткам в вы­боре профиля обучения в 10 классе: 14 из 20 учеников класса выбрали для себя филологи­ческий профиль. А из выпускников гимназии последних 3-х лет 14 выбрали филологиче­ские специальности.

Категория: Мои статьи | Добавил: Peppi (24.03.2010)
Просмотров: 1871 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Погода
Друзья сайта
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты