Задания поискового характера при изучении стилистических отношений параллельных синтаксических конструкций.Автор - Щелокова О.А.
Воспитание познавательной
самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое
в процессе поисковой деятельности) не может осуществляться без включения в
обучение русскому языку заданий поискового характера, в число которых входят
проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся в
ходе анализа языковых явлений. Творчество учащихся заключается в умении
ориентироваться в новой ситуации при изучении различных разделов программы по
русскому языку.
Специфика каждого раздела курса русского
языка (базового и профильного уровня) предполагает специальный отбор
практического материала, в том числе и исследовательскогохарактера. Рассмотримпроцессформирования специально поисковых уменийучащихсяпри овладенииновыми знаниямив областистилистики, в частности при изучении параллельных синтаксических
конструкций (ПСК).
Овладение
стилистическими нормами играет существенную роль в воспитании речевой культуры.
В соответствии с требованиями программы
в результате изучения стилистики учащиеся должны уметьвыполнятьряд операций: определять стиль текста, определять стилистическую роль
языковых средств,использовать в
соответствии с задачей высказываниястилистически оправданные средства языка. Такие специфическиеприёмы,какпостановка проблемных задач и
задания частично – поискового характера, основой которых долженявиться выбор стилистических
вариантовв зависимости от речевой ситуации, помогают
успешному совершенствованию данных умений.Необходимость точно оформлять мысль в различных условиях развивает и
совершенствует язык. «Развитой литературный язык представляет собой весьма
сложную систему более и или менее синонимических средств выражения, так или
иначе соотнесённых друг с другом» (Л.В.Щерба). Это требует их серьёзного и
систематического изучения, освоения оттенков значения и возможностей
употребления. Однако учащиеся не всегда
различают сходные явления в языке. В школьные годы, когда осваиваются
богатейшие запасы языка, такие ошибки естественны. Учащимся, например, трудно
понять, почему при описании портрета, при характеристике лица, предмета, явления в
художественной литературе чаще всегоупотребляются обособленные определения, а не сложноподчинённые предложения
сопределительной придаточной частью:
К такому роду принадлежал описанный нами молодой человек,
художник Пискарёв, застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства,
готовые при удобном случае превратиться в пламя (Н.В. Гоголь).
Одна и та же мысль может быть выражена
различными синтаксическими вариантами, однако окончательный выбор должен
зависеть от требований речевой ситуации, а также знаниястилистических различий между параллельными
конструкциямив различных речевых
стилях.
Параллельные синтаксические конструкции – это
близкие по значению структурно различные синтаксические единицы структурно
различных уровней, отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками и
стилистической окраской. Наличие синонимических отношений на фоне
структурныхразличий создаёт
благоприятные условия для включения в обучениесинтаксической стилистике заданий поискового характера.
Обычно параллельные синтаксические конструкции
образуются придаточными предложениями и членами простого предложения, чаще
всего – обособленными оборотами. Учитываяэти особенности, можно классифицировать
поисковые задания, направленные на осмысление ПСК, в соответствии с выражаемым ими содержанием и грамматической функцией.
ПСК с придаточным предложениемопределительным и причастным оборотом:
1. Найдите причастия и определите
ихместоположение.Где (перед определяемым словом или постпозитивно)
усиливается их смысловая роль? Какой
оборот и почему не может быть заменён определительным придаточным? Сформулируй правило, отражающееусловиявзаимозаменяемости подобных конструкций.
1) Но страннее всего происшествия,
случающиеся на Невском проспекте. 2) Пахнувший вдругветер оживил его. 3)Лакей с галунами и
наружностью, показывавшею пребывание его в аристократическом доме, стоял возле
стола. 4)Словом, государыня, произнёсшая сии слова, была в эту минуту
божественно прекрасна.
2. Как чередование причастных оборотов с
придаточными предложениями определительными предупреждает неуместное
синтаксическое однообразие? Как, в какой последовательности вы рассуждали,
чтобы ответить на поставленныйвопрос?
Невский проспект – педагогический Невский
проспект. Но чем ближе к двум часам, тем уменьшается число гувернёров,
педагогов и детей: они наконец вытесняются нежными их родителями, идущими под руку со своими
пёстрыми, разноцветными, слабонервными подругами. Мало – помалу присоединяются
к их обществу все, окончившие довольно важные домашние занятия, как-то:
поговорившие со своим доктором о погоде и о небольшом прыщике, вскочившем на
носу, узнавшие о здоровье лошадей и детей своих, впрочемпоказывающих большие дарования, прочитавшие
афишу и важнуюстатью в газетах о
приезжающих и отъезжающих, наконец выпивших чашку кофию и чаю; к ним
присоединяются и те, которых завидная судьба наделила благословенным знанием
чиновников по особым поручениям. К ним относятся и те, которые служат в иностранной
коллегии и отличаются благородством своих занятий и привычек.
3. Подберитек причастным
оборотам и придаточным определительным из текста (смотритевыше) параллельные синтаксическиеконструкции. Где более полно передаётся содержание высказывания? Какое предложение
отличается смысловой ёмкостью, лаконичностью? Приведите свои примеры.
ПСК с придаточным
предложением обстоятельственным и деепричастным оборотом:
1. Прочитайте текст. К какому стилю он
относится? Найдите деепричастия и деепричастные обороты. Замените, где
возможно, деепричастный оборот придаточными предложениями и наоборот. Сделайте вывод о частоте употребления данных
ПСК в художественном стиле.
Он
выглянул в переднюю, услал за чем-то Никиту, чтобы быть совершенно одному,
запер за ним дверь и, возвратившись к себе в комнату, принялся с сильным
сердечным трепетаньем разворачивать свёрток. В нём были червонцы, новые,
жаркие, как огонь. Почти обезумев, сидел он с золотою кучею, всё ещё спрашивая
себя, не во сне ли всё это.
2.Определите, в каком предложении
достигается предельная точность?
Какой синтаксической конструкцией легче выразить экспрессию? Где невозможна
замена придаточного предложения деепричастным оборотом? Установите смысловые стилистические различия
между данными параллельными конструкциями. Сделайте вывод.
1)Встречаясь с ним на улице, невольно
чувствуешь страх.2)Когда в журналах появилась печатная хвала ему, он радовался,
как ребёнок.3) Приходя домой, он садился тот же часза стол.
3.Выпишите из повести Н.В.Гоголя
«Невский проспект» деепричастия и деепричастные обороты, которые носят
просторечный характер. Какие из них не употребляются в современном русском
языке? Как в приведённых примерах прослеживается стилизация разговорной речи и фольклора?
ПСК с придаточным предложением
обстоятельственным и отглагольным существительным:
1.Сопоставьте придаточные предложения
обстоятельственные и синонимичные им конструкции с отглагольными
существительными. Какие конструкции тяготеют к книжному стилю? Почему?
Докажите, используя примеры.
1)По истечении всякого полугода он ревизовал
накопившуюся медную сумму и заменял её мелким серебром. 2)И потому штаб –
офицерша, верно из мщения, решилась его испортить.3)Не говоря уже о том, что точно странно сверхъестественное
отделение носа и появленье его в разных местах в виде статского советника.
2.С какой целью Н.В.Гоголь использует
в«Петербургских повестях» отглагольные
существительные? Замените ихсоответствующимиПСКс
придаточными предложениями. Как поменялся характер высказывания и его стилистическая
принадлежность?
3.Понаблюдайте за своей речью. Когда
злоупотребление отглагольными существительными без изобразительных и
стилистических целей приводит к их ошибочному использованию? По окончании своего
исследования сделайте выводы.
Преодолевая затруднения, возникающие в
связи с проблемными ситуациями при изучении параллельных синтаксических
конструкций, учащиеся овладевают навыками поисковой деятельности. Специально
сконструированные упражнения создают условия
дляеё успешного применения на уроках
русского языка. Задания поискового характера способствуют формированию умения
применять знания и навыки в новой ситуации, близкой к естественной ситуации
речевого общения, что очень важно для полноценной подготовки выпускников к жизни.
Литература
Власенков
А.И. Развивающее обучение русскому языку. М.: Просвещение.1983.
Гоголь Н. В. Петербургские повести. М., 2006.
Денисова
Л.О. Развитие творческих способностей учащихся (Поисковая деятельность) //
Русский язык в школе. №3.2007.С.10-15.
Розенталь Д.Э.Справочник по русскому языку. Практическая
стилистика. М.,2008.
Розенталь
Д.Э., ГолубИ.Б. Секреты стилистики.
М., 2001.
Розенталь
Д.Э.,Теленкова М.А. Справочник
по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2008.
Щерба
Л.В. Современный русский литературный язык. М.,1957. С.121.